«Химия и Жизнь», Август 2013

В номере:

Академическое дежавю
Размышления
Г.В. Эрлих
Блицкриг «Реформа РАН» подходит к своему запланированному окончанию – полному разгрому и безоговорочной капитуляции противника. На немногие недели тема Академии стала одной из главных в средствах массовой информации, и количество материалов, так или иначе связанных с предложенной реформой, превысило все, сказанное об Академии за последние 20 лет.
Внутренний мир
Открытая статья
Мы живем в мире микробов: они его заселили, преобразовали, сделали пригодным для нашей жизни и... превратили нас в среду своего обитания. Можно сколько угодно говорить о взаимоотношениях «хозяин — его микроб», но только кто тут хозяин, вот вопрос.
Жители россиян
Открытая статья
В 2008 году Национальный институт здравоохранения США запустил «The Human Microbiome Project», рассчитанный на пять лет. Задачей его было исследовать микробиоту человеческих организмов, установить, чем она различается у здоровых и больных людей, какова роль симбионтных микроорганизмов в развитии ожирения, воспалительных, иммунных заболеваний и других патологий. В 2010 году начал работу и «Российский метагеномный проект». Российские медицинские, биологические и аналитические центры исследуют микробиоту желудочно-кишечного тракта, характерную для жителей различных территорий РФ, ее состав и возможный вклад в развитие заболеваний.
Мир вирусов, последний общий предок и происхождение ДНК
Биогенез
М.А. Никитин
В предыдущих статьях мы восстанавливали картину древних событий по косвенным данным, например по результатам химических экспериментов. Теперь мы переходим к строению протоорганизмов, к попыткам установить, каким мог быть последний общий предок, он же LUCA (Last Universal Common Ancestor). Этот вопрос отчасти доступен прямому изучению методами сравнительной геномики.
Вбесконтакте
Олег Олещук
Бот щелкал капчи, как бульбочки на упаковочном пакете, вольготно чувствуя себя на форумах и в социальных сетках. Первым делом он сгреб архив сообщений, отсеял спам и жизнерадостно заявил: «Пользователь Сонечка онлайн...
Забытые полимеры глюкозы
Е.Л. Берман
Любой специалист как в полимерной, так и в углеводной химии вам скажет, что соединений под названием «полиэфируглеводы» не существует ни в той, ни в другой области. И ошибется. Эти полимеры глюкозы были впервые синтезированы в Институте органической химии РАН в 80-х годах прошлого века, после чего о них благополучно забыли. Между тем обнаружить новый полимер глюкозы сегодня так же непросто, как найти неизвестное произведение Пушкина.
Интермедиат Криге: прибавление в семействе
А.А. Вакулка
Найден новый интермедиат Криге – неустойчивая молекула, которая образуется при реакции непредельных органических соединений с озоном. Предполагают, что предсказанная Рудольфом Криге более 60 лет назад молекула R1(R2)COO оказывает влияние на атмосферу и, как следствие, на климат. Она чрезвычайно быстро вступает в реакции со многими соединениями, после чего образуются аэрозоли, способствующие похолоданию. На этот раз ученые из США, Великобритании и Гонконга получили интермедиат, формула которого — CH3(H)COO.
Мусорособиратели: вредный труд, необходимый обществу
Наука и общество
Ю.В. Ермолаева
Автор — сотрудник Института социологии РАН. Когда-то экологи рассказали ей о жизни людей на свалке, и ее заинтересовал социальный аспект проблематики. В России подобных исследований ранее не проводилось, и автор решила ознакомиться с мусорными полигонами самостоятельно, в том числе и с историей мусорособирательства, чтобы попытаться увидеть целостную картину.
Пластисфера как часть биосферы
Е. Котина
Как известно, пластиковый мусор плох тем, что он не разлагается, а остается в земле на десятки лет. И не только в земле. Именно эта разновидность мусора наиболее часто встречается в Мировом океане.
Синдром свинушки
Мифы нашего времени
Каждый год с началом грибного сезона любители тихой охоты и их родственники принимаются дискутировать: брать или не брать, а если взял — есть или не есть. Весной предметом дискуссии становятся сморчки, летом и осенью — свинушки. В Сети по поводу последних кипят нешуточные страсти. Одни говорят: брали, берем и будем брать, а если кто травится, так они не умеют готовить. Другие спорят: смотрите, вся Европа считает свинушку ядовитейшим грибом. Третьи же, начитавшись форумов, сожалеют, что набрали ведро этих грибов и теперь придется все выбрасывать.
По грибы с кодексом
Наука и общество
Открытая статья
Немцы грибы не собирают и не едят, а французы с итальянцами берут даже то, что средний славянин назвал бы поганкой – такой вывод следует из анализа законодательства европейских стран.
Расплата за обучение
Цену познания на примере пчелиной семьи выясняли биологи из Университета штата Колорадо под руководством Друбы Но. Способность к обучению играет огромную роль в пчелиной жизни: чего стоит умение ориентироваться в пространстве и запоминать места сбора пыльцы, которые регулярно меняются. От успеха когнитивной деятельности зависит эффективность фуражировки насекомых и в итоге благополучие всего улья. Ученые поставили два эксперимента, один из которых проверяет влияние обучения на последующий энергетический статус и выживание пчелы, а другой — влияние энергетического статуса на обучение и память.
Гамма-лучи против короедов
Эксперимент
А. Решетняк
Короед-типограф, один из самых опасных для леса вредителей, не только уничтожает тысячи гектаров еловых лесов, но и увеличивает риск лесных пожаров. Обычные методы борьбы с короедом, массовая вырубка зараженных деревьев или использование инсектицидов, имеют очевидные недостатки, поэтому ученые предлагают новый способ – радиационную стерилизацию насекомых.
Как зеницу ока
Е. Сутоцкая
Что надо делать, чтобы сохранить зрение, как вернуть то, что не сохранили, — вопрос, который волнует всех, и недостатка в публикациях по этой теме не бывает никогда. Мы предлагаем читателям новости с переднего края науки: результаты исследований и новые методики лечения заболеваний зрения.
Андреа Маршалл – Королева мант
Ольга Арнольд
Доктор Андреа Маршалл много лет исследует скатов-мант, и в результате этих исследований удалось сделать несколько крупных открытий. В 2008 году Андреа Маршалл доказала, что манты делятся по крайней мере на два четко отличающихся друг от друга вида: гигантскую (Manta birostris) и рифовую (M.alfredi). Эти виды различаются фенотипически, анатомически и ведут несхожий образ жизни. В настоящее время доктор Маршалл и ее сотрудники изучают мант Западной Атлантики, возможно, скоро будет описан еще один вид этих морских гигантов.
Груша
Открытая статья
Одомашнивание груши произошло в незапамятные времена в Древней Греции, куда она попала из Малой Азии. Если верить этимологическому словарю, славянское слово «груша» заимствовано из какого-то иранского языка. Но весьма вероятно, что грушу окультуривали независимо в разных районах Земли: на Кавказе, в Китае и в Средней Азии. В России груша известна с XV века, а в 1879 году американцы вывезли в Соединенные Штаты около 80 российских холодостойких сортов. Сейчас груши выращивают во всех частях света.
Самозванец
Сергей Кусков
Потолок. Белый. Значит, опять лазарет.
— ...Сеньор Диего, желаете завязать глаза? — спросил меня капитан Гарсия. Кажется, я ответил:
— Делайте что угодно, только побыстрее...
Иоганн Глаубер и его "чудесная соль"
Прогулки по истории химии
Открытая статья
Жизнь немецкого химика и алхимика Иоганна Рудольфа Глаубера (1604—1670) пришлась на период расцвета ятрохимии. Эта наука своей основной задачей ставила приготовление лекарств. Фармакология в значительной степени определила жизнь Глаубера.Он чудом выжил во время эпидемии тифа, вылечился, благодаря воде целебного источника, и впоследствии выделил из этой воды ту самую "чудесную соль", с которой оказалось связано его имя.