«Химия и Жизнь», Апрель 2013

В номере:

Краткая справка о челябинском событии
  Документ

Утром 15 февраля, примерно в 9:20 местного времени, в районе Челябинска (Россия) произошел взрыв вошедшего в атмосферу крупного метеороида. Космическое тело вошло в атмосферу под углом менее 20 градусов к горизонту со скоростью примерно 18—20 км/c. При взаимодействии с атмосферой появилось сильное свечение (явление, называемое болидом).

Предотвращая космические угрозы
  События

Ученые, чиновники, связанные с космосом, и политики обменялись мнениями по поводу трех факторов, угрожающих цивилизации из космоса: падение крупного космического тела, космический мусор и катастрофические вспышки на Солнце. Согласно общему мнению, в настоящий момент человечество не способно бороться ни с одной из этих угроз, однако имеющийся технологический уровень вполне позволяет подготовиться к их отражению.

Взрыв космического гостя, выбивший стекла в Челябинске, показал всем то, что специалисты знают уже много лет: астероидно-кометная опасность реальна. Более того, по мере увеличения плотности населения космические бомбардировки будут приводить ко все более серьезному ущербу. Это же событие развенчало и многие мифы, которые вольно или невольно были созданы специалистами за два десятка лет.
Методы в науке не менее важны, чем результаты, ведь результаты, по сути, определяются методами. Современные технологии «чтения» ДНК — секвенирования, полимеразная цепная реакция (ПЦР), биоинформатика сделали возможными такие исследования, каких четверть века назад не могли вообразить даже фантасты — в повестях Стругацких люди XXII века воспринимают геном как нечто еще более таинственное, чем глубокий космос.  >>
Репортажи с переднего края
  События
Всероссийская зимняя школа "Современная биология & биотехнологии будущего" прошла с 26 января по 3 февраля 2013 года недалеко от города Пущино. Ее задумали и провели образовательная организация "Future biotech" и команда молодых ученых под руководством профессора М.С.Гельфанда.
Воздух полон микробов, в том числе патогенных. Их вдыхают многие, но заболевают не все, а у тех, кто заразился, болезнь протекает по-разному: иногда вяло тлеет десятилетиями, а бывает, что сводит пациента в могилу всего за несколько месяцев. Все сказанное в полной мере относится к туберкулезу.
Вершитель клеточных судеб
Подобно другим патогенным бактериям, возбудитель лепры Mycobacterium leprae со временем приобретает устойчивость к лекарствам. К тому же мы еще мало знаем об этом заболевании, потому что M. leprae трудно изучать: они не растут на искусственных питательных средах и в клеточных культурах. Только мыши и выручают, им прививают лепру, делая инъекции в подушечки лап. В результате всех этих сложностей о ранних стадиях развития инфекции почти ничего не известно.
Никитин М.А.
  Биогенез

В предыдущем номере мы выясняли, каким образом в природе мог происходить отбор «левых» аминокислот и «правых» моносахаридов, в первую очередь рибозы. Теперь переходим к следующему, не менее важному вопросу: почему в состав РНК и ДНК входят именно аденин, гуанин, цитозин и урацил/тимин, а не другие подходящие по размеру гетероциклические азотистые основания?

Молекулярный металлодетектор
Бобылев Р.А.

Химики из Департамента органической химии Индийской ассоциации развития науки во главе с доктором Джиотирмае Даш синтезировали сложное органическое соединение, которое назвали «кликафор». Оно работает как датчик на ионы цинка, кадмия и железа: образует с любым из этих ионов комплекс, который способен флуоресцировать: излучаемый им свет сигнализирует о наличии металла.

Батаева Е.В., Гантман М.Г.
  Образование
Сам заголовок звучит на первый взгляд слишком тенденциозно. Читателям как будто предлагают изначально согласиться с тем, что ЕГЭ по химии — это плохо. Но так ли плоха идея единого экзамена? Можно задать даже более конкретный вопрос: приносит ли ЕГЭ в его нынешнем виде хоть какую-то пользу учителям, школьникам или кому-то еще?
Рогожников С.И.

Мария Склодовская-Кюри - одна из основоположниц учения о радиоактивности. Гораздо меньше людей знают имя другой выдающейся женщины XX века. Речь идет о Лизе Мейтнер (1878—1968), исследования которой открыли атомную эру в истории человечества и позволили освоить неисчерпаемые запасы энергии, скрытые в ядрах атомов. Работы Мейтнер привели к созданию атомной бомбы, а в дальнейшем и атомной энергетики.

Денис Тихий
Блюк аккуратно сошел с дороги в искрящуюся поросль холодняка и посмотрел на мапу. Его родительница, встопорщив горловые протуберанцы, запустила руку в местную звезду. Блюк облизнулся — он любил горячий звездный мед. Лучше мапе не мешать.  >>

Чем знаменит радий? Тем, что он — самое радиоактивное долгоживущее вещество на свете: уровень облучения от одного грамма радия примерно такой же, как от тонны урана.

Морозова С.Г.
После Октябрьской революции Общество продержалось недолго. 8 октября 1918 года президиум ВСНХ принял постановление о расформировании Общества и национализации его имущества. Огромный неприкосновенный капитал, на проценты с которого работало Общество, остался в зарубежных банках, и российская наука лишилась мощной финансовой поддержки. После уничтожения Общества доступ к этим деньгам был закрыт. Так и лежат они на западных счетах до сих пор.    >>
Научная неправда

Розыгрышей по классическим первоапрельским правилам, когда шутник убеждает жертву поверить выдумке, в науке немного, и обычно они не затягиваются. Опубликовать выдумку в научном журнале мало кому удается: потому хорошие журналы и называются рецензируемыми, что у них есть специалисты по отсечению всего сомнительного и недостоверного. Шутнику гораздо проще вбросить выдумку в СМИ, сославшись на выдуманных же экспертов. Большинство таких шуток быстро забывается, однако некоторые начинают жить собственной жизнью, превращаясь в городские легенды или научные игры.

Панченко Григорий

Первоапрельский лось и другие истории.

Родиной кардамона считают Южную Индию. До XIX столетия пряность собирали с дикорастущих деревьев, сейчас их культивируют в Индии, Индостане, Южном Китае и на Шри-Ланке, но первенство по производству кардамона принадлежит Гватемале.  >>
Жаклин де Гё
Сухаревский рынок жил своей шумной, крикливой жизнью. Выставленные на продажу примусы громко гудели, показывая недоверчивым покупательницам золотистые, прозрачные на ярком солнце язычки пламени. Торговки выпечкой и лоточники наперебой расхваливали товар, оттепельный ветерок разносил над толпой вкусный запах сдобы.  >>
  Прогулки по истории химии
Когда говорят «иероглиф», обычно вспоминают древнеегипетские стилизованные рисунки и таинственные китайские значки, обозначающие слоги, целые слова и понятия. Можно считать, что знаки любого алфавита — это тоже иероглифы, только они обозначают отдельные звуки. Тогда и уравнение химической реакции записывается иероглифами.  >>

23.05.2018 10:00:00

Исследователи из нескольких институтов Великобритании, США и Франции проанализировали изотопный состав кислорода вулканических гор на дне океана и в тех образцах, что экспедиции НАСА привезли с Луны. Как оказалось, составы очень похожи, словно лунные породы — это и есть земные.

30.04.2018 10:00:00

...NASA откладывает запуск космического телескопа Джеймса Уэбба (JWST) почти на год, до мая 2020 года...

...в Баксанской нейтринной обсерватории ИЯИ РАН планируется создание нейтринного детектора на основе жидкого сцинтиллятора, который можно будет использовать как часть мировой сети таких детекторов для изучения внутреннего строения Земли...

...аэрозоль электронных сигарет вызывает повреждения ДНК в клетках легких, мочевого пузыря и сердца мышей, а также подавляет репарацию ДНК в легких...

25.04.2018 10:00:00

Один из самых серьезных факторов риска развития возрастной деменции — вариант ε4 гена APOE. Тем не менее у 53% его носителей деменция так и не развивается, значит, дело в негенетических факторах. Группа американских ученых решила проверить, способен ли противодействовать угасанию умственных способностей позитивный настрой.

18.04.2018 10:00:00

Авторы исследования, опубликованного в «Nature Human Behavior», ведовство изучать не собирались, их темой были сотрудничество и взаимопомощь в сельских общинах. Однако в процессе работы выяснилось, что в деревнях на юго-западе Китая, в провинции Сычуань, примерно 13,7% населения живет с прозвищем «чжу» или «чжубо» — злые колдуны.

02.04.2018 10:00:00