«Химия и Жизнь», Октябрь 2012

В номере:

Поляков Мартин
  Интервью

В сентябре в Москву приезжал Мартин Поляков — вице-президент и иностранный секретарь Королевского общества Лондона, профессор Ноттингемского университета, крупнейший специалист в области зеленой химии и страстный пропагандист ее идей. Нам было интересно узнать, что, с его точки зрения, произошло в мире за восемь лет в этой области, но это оказалось только частью занимательной беседы.

Большинство специалистов согласно с тем, что зеленая химия родилась примерно 20 лет назад. Когда-то она сделала революционный шаг: в уравнении «Риск = Опасность х Экспозиция» зеленая химия предложила сократить риск, убрав опасность, а не время ее воздействия,— другими словами, сделать более безопасными реактивы и процессы. Отсюда родилось и формальное определение зеленой химии: «Способ получения химических веществ, который уменьшает или исключает использование и производство опасных соединений». Теперь, через 20 лет, надо задать вопрос: действительно ли этот постулат изменил ситуацию в крупнотоннажной химии и как эта область будет развиваться дальше?  >>

Сельскохозяйственную биомассу, как и твердые бытовые отходы, можно превращать в самые разнообразные химические продукты. Кстати, это практически всегда мультидисциплинарная задача, здесь нужны усилия химиков, биологов и технологов.  >>

Один из ошеломляющих сюрпризов генома человека состоял в том, что как минимум 95% его длины, казалось, не имеют никакой функции. Суммарная длина последовательностей, кодирующих белковые цепи, — около 2%. Если добавить регуляторные участки, тесно примыкающие к гену, а также некодирующие вставки — интроны, то можно увеличить эту цифру до 5%, в которые и впишутся около 20 тысяч человеческих генов. И строительные материалы нашего тела, и ферменты, отвечающие за превращения веществ, и рецепторы, принимающие сигналы извне, и сигнальные молекулы вроде инсулина, и мембранные каналы — все они туда умещаются. И зачем нам в таком случае три миллиарда нуклеотидов, когда для существования наших белковых тел хватает и 150 миллионов?

Боринская С.А.
  Интервью

Открытия ENCODE меняют понимание того, что такое ген, но это понимание менялось на протяжении всей истории генетики. Представление о том, что такое ген, отражало текущий уровень знаний, полученных в экспериментальных работах. Каждый новый уровень не разрушал предыдущий, он лишь показывал, что природа устроена сложнее.

Акимов А.В.
Как будет протекать мировое развитие в ХХI веке, какие угрозы могут возникнуть, какие конфликты приобретут значительную остроту, каковы перспективы мирового развития в этот переходный период? Одна из первых задач, возникающих при рассмотрении этих вопросов, — как дезагрегировать мировое сообщество. Иными словами — как выделить рациональное количество значимых составляющих человечества.
Дуров Алексей
Инспектор Климов сочувственно смотрел на Скляра. Кто-то удивится: человек отправил неизвестно куда звездолет с сотней пассажиров, как можно ему сочувствовать?  >>

Аутизм — безусловно тяжелое нарушение развития. Оно ограничивает активность и приспособительные возможности человека, а его близким доставляет страдания. Даже талантливые ребята со сверхспособностями испытывают огромные трудности в адаптации и без специальной помощи и программ обучения не могут реализовать свои таланты. В ХХ веке стала понятнее природа многих заболеваний, но аутизм и в XXI веке остается загадкой.

Мисюк Вадим

Описания звучания аудиоаппаратуры, обычно публикуемые в аудиоизданиях, читатели воспринимают как имеющую искусствоведческий привкус тарабарщину. А все потому, что сделанные на "свободном", может быть, даже совершенном литературном языке описания звучания понять в принципе нельзя. Объясняется это просто: язык музыки непереводим на другие языки.

Глазко В.И.

Евгений Кунин — сотрудник Национального центра биотехнологической информации (National Center for Biotechnology Information), эксперт с мировым именем в области компьютерной и эволюционной биологии. Он окончил МГУ, там же получил кандидатскую степень, до 1991 года работал в Москве. Однако его замечательная монография «Логика случая: природа и происхождение биологической эволюции» по ряду очевидных причин была издана на английском языке. Произошло это год назад, и на русский язык она пока не переведена. Возможно, читателям «Химии и жизни» будет интересно ознакомиться хотя бы с кратким пересказом.

Белки - причина старения мозга
Лешина А.
Тони Висс-Коррей и его коллеги из Стэнфордского университета сделали фантастическое открытие. Они переливали кровь молодых мышей старым - и наблюдали у последних улучшение когнитивных способностей. А потом ученые обнаружили в крови старых мышей вещества, которые "состаривали" мозг молодых животных - у тех замедлялся нейрогенез.
Наши ядовитые собратья
Сутоцкая Е.
Крошечные обитатели морей и океанов динофлагелляты (они способны к фотосинтезу,поэтому называются еще динофитовыми водорослями), диатомовые и сине-зеленые водоросли содержат токсины небелкового происхождения. Эти токсины опасны не только для рыб и моллюсков, но и для людей, если отравленная рыба попадет на стол. Однако есть вероятность,что эти токсины станут основой для получения обезболивающих препаратов нового поколения.
Рогаткин Д.А., Смирнова О.Д.
  Мифы нашего времени

Первые коммерческие лекарственные формы коллоидных препаратов, содержащих серебро, известные под названиями «колларгол» и «протаргол», применяются и сегодня, больше века спустя. До 1928 года, то есть до открытия Александером Флемингом пенициллина, растворы солей серебра были, видимо, единственными «антибиотиками», применявшимися в медицинской практике.

Свободный фтор в природе?
Корнилов М.Ю.

Любой химик, да и любознательный не-химик со школьной скамьи знает, что свободный фтор в природе не встречается (разве что одинокий атом в космическом пространстве). Тем не менее это утверждение было недавно опровергнуто.

Садовский А.С.

Вслед за открытием Общества Московского научного института весной 1912 года в ученом свете института возник вопрос о научных лабораториях по физике и биологии. Крупное пожертвование на Физический институт в 100 000 руб. лицом, пожелавшим остаться неизвестным, поставило перед советом вопрос о плане и задачах будущего института. Осенью 1912 года П.П.Лазаревым был представлен в совет проект института, разработанный покойным П.Н.Лебедевым совместно с П.П.Лазаревым и архитектором А.Н. Соколовым.

Панченко Григорий

В СССР военное собаководство начало развиваться с 1924 года, сама же его практика опиралась на наработки Первой мировой войны, когда «военные собаки» достаточно широко использовались в армиях практически всех стран-участников. В том числе и как транспортное средство. Вообще, тогда армейское собаководство переживало этап «породотворчества», поэтому для службы и даже разведения часто использовались различные межпородные метисы. Позже, в военное время, число «пользовательных» собак без колебаний пополнялось и за счет дворняжек — но это был вынужденный шаг. В 30-х же годах для советского служебного собаководства характерен именно «межпородный поиск», разной степени успешности и обоснованности.

Родина европейского каштана — Средиземноморье. Некоторые специалисты полагают, что человек распробовал каштан много раньше, чем злаки. Обширные каштановые леса давали богатый урожай, до тонны с гектара. Каштанами питались древние греки и первые итальянские поселенцы. Впоследствии каштаны ввели в культуру, которая получила распространение в Испании, Франции, Германии и Британии. Это была простая еда небогатых людей. Каштан европейский любит тепло и влагу, в России он выживает только в причерноморских районах Краснодарского края. Но сейчас съедобные каштаны продаются в магазинах, и нет необходимости ехать за ними в Париж.  >>
Пимешков Константин
На станцию эсминец, как и было задумано, выскочил из-за планеты. Палыч всё рассчитал правильно. Первый снаряд взрывался, встреченный шаром высокотемпературной плазмы. Следующий, оставаясь невидимым за фронтом раскаленных газов, прорывался к вершине пирамиды. Два излучателя удалось отстрелить, словно в тире. А вот дальнейшие действия искусственного разума, управляющего станцией, оказались неожиданными.  >>
  Имена минералов
Иногда минерал называют не по фамилии, а по имени ученого или же по комбинации имени и фамилии. Таких минералов немало.  >>

06.11.2018 15:40:00

…«Science» опубликовал шесть статей, посвященных финальному этапу исследования Сатурна автоматической межпланетной станцией Кассини…

…в Японии, возможно, будет разрешено редактирование генов человеческих эмбрионов в исследовательских целях...

…британские ученые с помощью CRISPR-Cas9 ввели в геном малярийного комара Anopheles gambiae мутацию, которая делает самок бесплодными при сохранении плодовитости самцов; такая мутация может полностью уничтожить вид…

31.10.2018 18:00:00

Государство придумало способ борьбы за чистоту природы – экологические штрафы. Например, в США за период 2000—2015 годы средний размер штрафа составил 204 млн долларов. Как же компания может снизить такую нагрузку? Для этого нужно увеличить число женщин в составе руководящего органа.

29.10.2018 17:00:00

Современный потребительский рынок перекошен действиями маркетологов, и они придумали очень интересные методы для обхода законов. С помощью методов, которым их научили в современных школах бизнеса, они создают ложные рыночные ценности.