Одежда для БАМа

З.А. Роговин

В середине семидесятых годов, когда началось освоение газовых и нефтяных месторождений Сибири, а также строилась Байкало-Амурская магистраль, возникла задача создания защиты от таежных кровососов: не только комаров и клещей, но и гораздо более неприятных гнуса и мошки. Были созданы многочисленные лосьоны и кремы с ДЭТА и ДМФ и придумана особая одежда. Вот, например, рассказ об одном из успешных опытов советских химиков, опубликованный в февральском номере «Химии и жизни» за 1976 год.

Летом 1975 года на трассе Байкало-Амурской магистрали 200 добровольцев испытывали одежду, специально изготовленную для них в Московском текстильном институте и Всесоюзном научно-исследовательском институте дезинфекции и стерилизации. Эта одежда, точнее — рубашки, была сделана из ткани, которой придали свойства репеллента. Первые испытания прошли успешно.

Корреспондент «Химии и жизни» попросил лауреата Государственных премий профессора Захара Александровича Роговина, в лаборатории которого был создан новый материал, рассказать об этом необычном эксперименте.

К рубашкам, которые испытывались на БАМе, было предъявлено требование: они должны защищать от гнуса. Какая это напасть — гнус — рассказывать, наверное, не надо. Каждый, кто хоть раз побывал в местах обитания гнуса, запомнит атаки мириадов этих летающих насекомых, от которых, кажется, нет никакого спасения.

Люди защищаются от гнуса, надевая толстые брюки, ватники, рубашки из двуслойной ткани. Лицо закрывают специальными масками, открытую кожу обильно смазывают репеллентами — жидкостями, отпугивающими мошкару. Эти меры дают свой эффект, но попробуйте на жаре работать в толстых брюках и плотной рубашке. Да и на теле остается слой густой маслянистой смазки, которая мешает коже дышать, вызывает раздражение.

В нашей проблемной лаборатории доктор химических наук А.Д.Вирник и младший научный сотрудник С.Б.Красовская решили попытаться сделать обычную тонкую ткань, на- деленную свойствами репеллента. Выбор остановился на вискозном волокне, обладающем хорошими гигиеническими свойствами.

Мне приходилось уже рассказывать в «Химии и жизни» о разнообразных превращениях, которые претерпевает в нашей лаборатории целлюлоза. Этот самый распространенный в природе, дешевый и доступный полимер с помощью химических прививок можно наделить свойствами, которых он лишен в естественном виде. <¼> А вот теперь появились репеллентные волокна.

Как мы все это делаем? Мы прививаем к целлюлозе такой мономер или полимер, химические группы которого способны, в свою очередь, присоединять к себе еще какое-нибудь вещество. Получается гибридное волокно, где соединены природная целлюлоза как исходный продукт и синтетический «носитель», к которому можно подвесить то или иное вещество. Мы же решили химически присоединить репеллент к волокну. Конечно, тут были свои сложности. Во-первых, надо было подобрать такой репеллент, который со- держит активные группы, способные реагировать с полимерами-носителями, привитыми к целлюлозе. Такой репеллент мы отыскали, им оказался карбоксид (N,N-бис-(гексаметилен) мочевина). Кроме того, важно было узнать то, что пока вообще неизвестно: а как именно репеллент отпугивает насекомых? Если его действие основано на запахе, то химическая прививка лишит его молекулы подвижности и средство действовать не будет. Если принцип иной — может что-то получиться.

И, знаете, получилось. По-видимому, дело не только в запахе.

Итак, мы присоединили к целлюлозе репеллент карбоксид. Соединение оказалось довольно прочным. Ткань выдерживает четыре-пять стирок, в отличие от тканей с обычной пропиткой, которые вообще нельзя стирать. А больше четырех-пяти стирок за сезон и не требуется.

Сначала мы испытывали нашу ткань в лаборатории. Знаете, это очень забавный эксперимент. Большую помощь оказали в нем блохи. Эти насекомые служат индикатором свойств ткани. На самом деле — как определить, отпугивает ткань гнуса или нет? Во Всесоюзном научно-исследовательском институте дезинфекции и медицинских наук В.П.Дремовой, с которой мы вели эту работу, есть специальная установка. Вы помещаете в эту установку образец обычной ткани и запускаете туда, например, сто блох. Они резвятся и спокойно садятся на ткань. Затем образец заменяется на ткань с привитым репеллентом. Блохи не садятся! Правда, не бывает, чтобы все 100 блох не сели на ткань. Но из сотни садятся, скажем, пять. Отсюда мы делаем вывод, что эффективность ткани 95%. Это к слову о том, что и ловля блох бывает полезной.

Когда мы окончательно убедились, что наша ткань обладает свойством отпугивать насекомых, мы приступили к эксперименту.

Сначала первые образцы одежды из репеллентной ткани испытывали в Норильске. А затем мы решили предложить их строителям БАМа. По нашему заказу из модифицированного целлюлозного материала изготовили 200 рубашек. Сама ткань еще не обладала свойствами репеллента, поэтому уже готовые рубашки обработали раствором карбоксида (репеллент из раствора присоединился к модифицированной целлюлозе).

А потом рубашки отправились на БАМ — на испытания. 200 добровольцев — рабочих БАМа и студентов нашего института испытывали эту одежду около станции Тында. Все прошло хорошо. Это подтвердили не только испытатели, но и врачи, и токсикологи, контролировавшие наш эксперимент. Есть еще, конечно, возможность усовершенствовать эту одежду. И мы этой возможности не упустим. На следующий год запланирован еще более широкий эксперимент — будет сшита уже тысяча рубашек. А 1977 год, можно надеяться, станет годом, когда мы поставим строителям БАМа массовые партии новой рабочей одежды.