«Химия и Жизнь», Июль 2012

В номере:

Клещенко Е.
  Дискуссии
Для кого-то главное событие июня — чемпионат по футболу, а для кого-то — ГМО. Рунет кипит, чиновников ругают за халатность, продажность и равнодушие к страданиям народа. Случилось страшное: Роспотребнадзор направил в Госдуму РФ к парламентским слушаниям по вопросу о ГМО официальные материалы за подписью Г.Г.Онищенко, в которых предложил шире использовать генно-модифицированные организмы при выращивании сельскохозяйственных культур в России.  >>
Подарок любителям бабочек

Поздравляем всех, кто интересуется природой: впервые за сотню лет в издательстве «Аванта+» выходит «Атлас-определитель дневных бабочек России». Его авторы — известные энтомологи, постоянные авторы «Химии и жизни» А.В.Сочивко и Л.В.Каабак. В него вошли описания и прекрасные фотографии лучших коллекционных экземпляров почти всех дневных бабочек нашей страны.

Пролет комара

Как комар выживает под ударами дождевых капель? Ответ на этот вопрос решили найти исследователи из Технологического института Джорджии во главе с доцентом Дэвидом Ху.

Клещенко Е.
  События
Осаму Шимомура и его коллеги обнаружили зеленый флуоресцентный белок (GFP) в процессе очистки другого белка медузы эквореи (Aequorea) — экворина, испускавшего яркое голубое свечение при взаимодействии с ионами кальция. Такие белки стали называть фотопротеинами, и это открытие Шимомура считает своим главным достижением в науке. Но GFP — скромный дополнительный белок-переизлучатель, превращавший голубое свечение экворина в зеленый свет самой медузы, неожиданно затмил своим сиянием все прочие источники биолюминесценции в руках исследователей.  >>

Говоря о средствах, продлевающих жизнь, мы часто употребляем выражение «лекарство от старости», видимо, потому, что воспринимаем старение как болезнь. Действительно, молодой здоровый организм с годами слабеет и обрастает недугами. В конце жизни люди обычно болеют. Существует даже набор патологий, которые называют возрастными: нейродегенеративные и сердечно-сосудистые заболевания, диабет, рак. Но, несмотря на то, что современная медицина достигла больших успехов в лечении этих недугов, ее победы не способствуют существенному увеличению продолжительности жизни.

Бархатов Юрий

Каждый мой день рожденья папа приезжал в Детский Сад и дарил мне подарок. Я гордился этим и часто хвастался перед другими детьми.

Но сегодня папа почему-то задерживался.

И Род, лучший друг, сказал:

— Не переживай ты так. Я уже лет двести родителей не видел.

Ему хорошо говорить, а когда тебе всего двести лет сегодня исполнилось?

В поисках небожителей

Наверное, наиболее грандиозные поиски средства для бессмертия предприняли первый циньский император Ши-хуан-ди (III в. до н.э.) и седьмой ханьский У-ди (II—I вв. до н.э.). Об этом пишет древнекитайский историк Сыма Цянь, современник У-ди, в своих «Исторических записках» (М.: Наталис, 2006).

Запасные части для ремонта человеческого тела — столь же давняя мечта людей, как и обретение бессмертия. Темы эти тесно связаны, ведь если время от времени менять износившийся орган, то при благоприятных внешних условиях можно существенно продлить жизнь, а то и сделать ее бесконечной.
Что личинке здорово - муравью смерть

Французская исследовательница Одри Дюссьютур из Центра изучения когнитивных способностей животных (Университет Поля Сабатье, Тулуза) и профессор Центра математической биологии Сиднейского университета Стив Симпсон установили, что пища, содержащая более 5% белка, катастрофически сокращает жизнь рабочих муравьев. Результаты исследований опубликованы в журнале «Proceedings of the Royal Society B» (2012, т. 279 , с. 2402—2408, doi:10.1098/rspb.2012.0051).

Свет мой, зеркальце, скажи...

Для чего человеку нужны ногти? Чтобы чесаться, застегивать пуговицы, легко брать мелкие предметы: попробуйте без помощи ногтей собрать монетки с тарелочки кассирши или рассыпавшиеся по столу скрепки и булавки! Ногти защищают подушечки пальцев, когда мы закрываем металлические молнии на сумках и одежде, нажимаем на кнопки вызова лифта и кодового замка, открываем дверные задвижки. Твердые крепкие ногти играют не последнюю роль при самообороне. И наконец, ровные, гладкие, здоровые ногти — это лучшее украшение женской руки.

Светится!
Сутоцкая Е.
Тусклый, мутный свет первых объектов во Вселенной, возможно, зафиксировал космический телескоп «Спитцер». До сих пор его не удавалось увидеть столь отчетливо. Наверняка среди них есть и бурно растущие звезды, и черные дыры. Вот только лица рассмотреть нельзя, получен коллективный снимок их инфракрасного излучения. Судя по нему, первые обитатели Вселенной, весьма многочисленные, яростно сжигали космическое топливо и были невероятно яркими.
Сережа
  Память

Ушел Сергей Катасонов. Ушел спустя четверть века после своего появления в «Химии и жизни» со второй волной ее журналистов, редакторов, художников. Ушел до горечи рано — ему было 57.

Я хочу поднять бокал...
Катасонов С.
Человек, который любит
Катасонов С.
Левицкий М.М., Перекалин Д.С.

Связи C-H в бензоле C6H6 и ацетилене HC=CH не изгибаются, поэтому собрать кольцо из этих молекул без промежуточных атомов или групп кажется невыполнимой задачей. Однако изобретательные химики ее решили, предполагая, что необычная молекула будет обладать интересными свойствами.

Как-то знакомый натуропат посоветовал мне, чтобы сбить температуру, выпить чай с корицей. Вот прямо сейчас заварить и выпить. Когда я сказала, что у меня дома корицы нет, он возразил, что она есть у всех, надо только поискать хорошенько. Разумеется, я ему не поверила, а несколько дней спустя, разбирая кухонный шкаф, обнаружила в дальнем углу баночку с надписью «корица» и коричневым порошком на дне.  >>
Кусков Сергей

— Да ну, в «Востоке» чему было ломаться? — махнул рукой дядя Леня. — Шарик с креслом.

— Откуда знаешь? Сам, что ли, на нем летал? — подковырнул Васюта.

Дядя Леня посмотрел на него, потом спокойно сказал: — Ну, положим, летал.

— Тебя, часом, никто из ваших больных не покусал? — Васюта изобразил озабоченность. - Говорят, некоторые психические болезни заразные.

— Злоехиден же ты, Петро! — проговорил Михаил Ефимович с осуждением.

— Значит, думаешь, — бред? — так же невозмутимо спросил дядя Леня. — Ну, тогда расскажу вам, как я летал на «Востоке».

— А если б не думал? — спросил за Васюту Михаил Ефимович.

— А тогда б не рассказал, — ответил дядя Леня. — Я ж подписку давал.

Электронное устройство, предназначенное для вживления в тело человека, должно будет общаться с окружающим миром, и чем дальше зайдет технический прогресс, тем активнее будет общение. Устройством надо управлять извне – для этого лучше всего подходят электромагнитные сигналы. Кроме того, такие устройства становятся все более умными, мозгами же им служит не горсть диэлектрических опилок, как у Винни-Пуха, а реагирующие на магнитные и электрические поля процессоры и кремниевая память.  >>

Странно, но факт: переход от промискуитета, то есть беспорядочных половых связей, к постоянным брачным союзам человечество совершило на ранних этапах своего развития. Правительство и духовные лица позднее стали следить за тем, чтобы брачные обязательства строго соблюдались. Однако сама идея, что мужчина должен принадлежать определенной женщине (или нескольким женщинам, но больше никому), или наоборот, возникла задолго до брачных контрактов. И в современных первобытных племенах существуют понятия супружества и верности. Но как эта разновидность социальных связей могла возникнуть?

Имена минералов