«Химия и Жизнь», Октябрь 2011

В номере:

Комаров С.М.
  Проблемы и методы науки
Именно с алмаза, точнее, с попыток получить его искусственно, начинается история использования высокого давления для создания новых материалов. Алмаз сделали, но материал тверже алмаза сделать так и не удалось, горячей сверхпроводимости не достигли, и металлический водород не получили. Когда же появились мощные компьютеры, ситуация начала меняться.  >>

Кристаллические решетки — это способ разбить пространство на множество одинаковых элементов. Одинаковы они в том смысле, что при смещении на параметр решетки в этом элементе оказывается ровно такое же число объектов и расположены они точно так же. Как правило, в роли объектов выступают атомы кристаллического вещества, но это не обязательно — упорядочивать в пространстве можно любые объекты.  >>
Оганов А.Р.
prev_2011_10_05.jpg

21 июня 1808 года французы Жозеф Луи Гей-Люссак и Луи Жак Тенар впервые получили бор. Подробнее ознакомиться с этим удивительным элементом можно в статье недели А.Р.Оганова в главе "Ионный бор".

(Из архива «Химии и жизни» № 10/2011 http://hij.ru/archive/)

Битва продолжается
Сутоцкая Е.
При ранней диагностике и адекватном своевременном лечении рака молочной железы женщина продолжает вести нормальную жизнь в течение десятилетий. Усилия специалистов направлены на совершенствование методов диагностики и лечения.
Остеопороз: хрупкость уже не в моде
Белая Ж.Е., Белая Ю.И.
Современная медицина сделала огромный шаг в борьбе с остеопорозом - одним из проявлений старения организма, и успешное решение пришло из неорганической химии. А вообще для всех без исключения должно стать правилом сбалансированное питание и умеренная физическая нагрузка.
Парабены: ставка на безопасность
Орлова С.А., Додонов М.В.
Где незнание или неполное знание, там и страх. Чиновники, политики и журналисты зачастую используют фобии обывателей в собственных интересах. Теперь очередь дошла до парабенов. Эти вещества уже почти сто лет используют в консервировании пищи, и вредны они не более, чем огурцы, которыми питались все люди, родившиеся во Франции до 1839 года и не дожившие до 1969 года...
История мусора
Катрин де Сильги
Жителям средневекового города уже было нелегко передвигаться по улицам, тонущим в нечистотах и отбросах. В 2005 году население Земли насчитывало 6,5 миллиарда человек, что в пять раз больше, чем в 1900-м. Большая часть людей собрана в мегаполисах, и с каждым годом они выбрасывают все больше и больше отходов. Как боролись с мусором во все времена? Как сегодня переработать и уничтожить мусор? Как снова пустить в ход все ценное? Обо всем этом рассказывает вы своей книге французский специалист по сельскохозяйственным биокультурам Катрин де Сильги.
Сапига Алексей
- Я же говорю, люди на той стороне Луны начинают чудить. Я это на себе чувствовал. Одиночество и тоска преследуют постоянно. Как будто что-то обрывается... Легко можно потерять над собой контроль.  >>
Навигационные приборы насекомых
Селезнева Н.В.
Насекомые - одни из древнейших животных на земле. Они пережили разнообразные катаклизмы, но их органы чувств успешно выдержали испытания. Ареалы обитания летающих насекомых - одни из самых обширных среди животных, скорости полета - рекордные (относительная скорость ТУ-104 в два-три раза меньше). А значит, летающие насекомые должны обладать высокоразвитыми органами пространственной ориентации и навигации.
Крыса нюхает кота
  Проблемы и методы науки
Некоторые научные исследования можно уподобить хронической инфекции. Протекают они вяло, практически бессимптомно, но раз в несколько лет сверкнут результатом, поразят публику и снова затихнут. Так неспешно пережевывают биологи интереснейшую тему - влияние внутриклеточного паразита Toxoplasma gondii на поведение своего хозяина.
Социальность пренатального периода
Оказывается, двойняшки в животе матери отнюдь не равнодушны друг к другу, подобно соседним горошинам в стручке, а целенаправленно налаживают контакты.
Фундамент мира
Комаров С.М.
Физика описывает мир с помощью формул. И в большинстве из них есть некий коэффициент - константа, которая, принимая числовое значение, превращает этот мир из абстрактного в конкретный. А что будет, если удастся все константы связать одной формулой? Розенталь считает, что если бы это удалось, если бы такая формула не была бы чистой формальностью, плодом математических ухищрений, а доказывала бы глубокую связь между константами, тогда принцип целесообразности был бы опровергнут. Это значило бы, что наш мир возник не вследствие игры случая, который и обеспечил существование основных состояний, а закономерно.
Основная формула
Воинов С.А.
  Калькулятор
Автор приводит формулу, которая решает программную задачу нобелевского лауреата Вернера Гейзенберга "Известны фундаментальные константы... Требуется доказать, что эти константы связаны функционально и должны быть приведены к одному параметру".
Измерим все
  Проблемы и методы науки
Что общего между физикой, техникой, социологией и психологией? Это - метрология: потому что и физика, и техника, и социология, и психология занимаются измерениями. Относительная роль измерений в социологии и психологии, как это ни кажется странным инженеру и физику, больше, чем в их собственных владениях.
Хуторецкий М.В.
  Образование
В Америке недвижимость в местах с хорошими школами может быть и в два раза дороже такого же по остальным параметрам жилья. Лично мне так и не удалось понять, что же первично - повышенная цена недвижимости или высокий уровень школы, но они, несомненно, связаны. Заметим, что хорошие школы случаются и в бедных местах, а плохие - в богатых. Выбирая, где жить, разумные люди, имеющие детей, смотрят на рейтинг местной школы.
О пользе специй
Яшин Я.И., Яшин А.Я.
Оказывается, пряная и острая пища к тому же еще и очень полезная.
Что это за растение, от чего зависит его вкус и как измерить его жгучесть? Об этом и многом другом в нашей традиционной рубрике.  >>
Халь Илья, Халь Евгения
Сейсмопереводчиков назвали этим странным словом потому, что в отличие от других они не просто материализуют мысли.Они сдвигают реальность, буквально снимая с нее пласты, подобно тому, как землетрясение сдвигает кору земли...  >>
  Материалы нашего мира
Речь пойдет о живописной эмали, рожденной в огне. В 1698 году Петр I привез из Англии несколько эмалевых портретных миниатюр, так поразивших его удивительной яркостью и чистотой красок, что он немедленно повелел мастерам Оружейной палаты освоить новый вид искусства - "огненную живопись".  >>

06.11.2018 15:40:00

…«Science» опубликовал шесть статей, посвященных финальному этапу исследования Сатурна автоматической межпланетной станцией Кассини…

…в Японии, возможно, будет разрешено редактирование генов человеческих эмбрионов в исследовательских целях...

…британские ученые с помощью CRISPR-Cas9 ввели в геном малярийного комара Anopheles gambiae мутацию, которая делает самок бесплодными при сохранении плодовитости самцов; такая мутация может полностью уничтожить вид…

31.10.2018 18:00:00

Государство придумало способ борьбы за чистоту природы – экологические штрафы. Например, в США за период 2000—2015 годы средний размер штрафа составил 204 млн долларов. Как же компания может снизить такую нагрузку? Для этого нужно увеличить число женщин в составе руководящего органа.

29.10.2018 17:00:00

Современный потребительский рынок перекошен действиями маркетологов, и они придумали очень интересные методы для обхода законов. С помощью методов, которым их научили в современных школах бизнеса, они создают ложные рыночные ценности.