«Химия и Жизнь», Июль 2010

В номере:

Приборы для чтения ДНК
В.В. Зубов
В 1953 году Дж. Уотсон и Ф. Крик сообщили миру о том, как устроена ДНК, а более полувека спустя Дж. Уотсону в торжественной обстановке вручили необычный знак признания его заслуг — диск с полной расшифровкой его собственного генома. Тогда «оцифровка» всей ДНК человека стоила миллион долларов, сейчас — уже несколько тысяч (что, естественно, отражает уменьшение времени и трудозатрат на эту работу). Предполагают, что уже через несколько лет приборы для полного секвенирования генома человека появятся в американских полицейских участках — как сейчас оборудование для снятия отпечатков пальцев.
Экзопланеты
Б.Е. Штерн
Еще полвека назад никто не знал, существуют ли планетарные системы у других звезд, кроме Солнца. Теперь открытие экзопланет — почти рутинная процедура, но она требует очень тонких измерений. Планеты обнаружили, но большинство планетарных систем не похожи на нашу и вряд ли пригодны для жизни. Очень хотелось бы дожить до открытия внеземной жизни, но, судя по темпам развития проектов, надежды на это немного.
Сырьевая ловушка или фундамент для процветания
В.С. Арутюнов
Если оглянуться на историю человечества и отвлечься от деталей, можно увидеть, что уровень развития цивилизации и благосостояния общества определяется количеством доступной энергии. Около 90% ее мы сейчас получаем от сжигания углеродного топлива, которое когда-нибудь (максимум — лет через двести) кончится. «Альтернативная», или «зеленая» энергетика — не выход. Как писал П.Л. Капица еще в 1976 году, практически все подобные источники энергии используют, в конечном счете, солнечное излучение, а его, при самом высоком к. п. д., просто не хватит для современной промышленной энергетики. Рассчитывать можно только на термоядерную энергетику — которой пока не существует (и вряд ли она появится раньше чем через сто лет). А пока надо тщательнее оценить и экономнее использовать имеющиеся ресурсы. Хорошая новость в том, что запасы нефти, газа и угля на Земле больше, чем принято считать. Просто придется постепенно переходить от разработки крупных концентрированных залежей, к добыче углеводородов, содержащихся в земной коре в более рассеянном и менее удобном для извлечения виде.
Мексиканский разлив
Полуоткрытая статья
С последствиями взрыва нефтяной платформы в апреле этого года у берегов Луизианы справиться пока не могут. Сейчас надежда на новые скважины, которые разгрузят аварийную трубу, после чего ее смогут, наконец, зацементировать. Часть вытекающей нефти пытаются собрать (заодно хоть частично окупить ремонтные работы), но, видимо, в Западном полушарии последствия аварии будут заметны еще долгие годы. Правда до Европы нефть вряд ли дойдет: все-таки бактерии и солнечный свет ее постепенно разлагают.
Осторожно, энергосберегающие лампочки!
Мифы нашего времени
Н. Коробов
Как известно, сейчас обсуждается проект тотальной замены обычных лампочек накаливания на энергосберегающие. Экономия электричества, возможно, и будет, но автор статьи, не один десяток лет занимающийся переработкой ртутных отходов, обращает внимание на другой аспект проблемы. Новые энергосберегающие лампы, скорее всего, будут просто выбрасывать на помойку. Между тем ртуть — это яд, который относят к первому классу опасности.
Одна из трех норм
Полуоткрытая статья
Отношение к гомосексуальности («гомосексуализм» говорить уже не принято) менялось на протяжении истории. Ее считали грехом, болезнью, уголовным преступлением. В 80 странах мира гомосексуальность и сейчас карается законом, причем в некоторых — смертной казнью. Между тем в Швеции, например, однополые пары могут даже обвенчаться в церкви, а в некоторых первобытных племенах гомосексуальные отношения — часть обряда инициации. Но откуда берется гомосексуальность (причем не только у людей, в этом замечены более четырехсот видов животных)? Эти темы ученые и журналисты обсуждали на очередном «научном кафе», организованном нашим журналом.
Гомосексуализм в эволюционной перспективе
М.Л. Бутовская
Автор рассказывает о месте гомосексуализма в различных культурах и в различные эпохи. У многих народов мужчины-гомосексуалисты традиционно воспринимаются как вполне равноправный третий пол. Скорее всего, бисексуальность была выгодна в какие-то периоды человеческой истории, а небольшой процент «чистой» гомосексуальности — просто генетический полиморфизм. Безусловно проявления гомосексуальности тесно связаны с социальными и культурными факторами, поскольку они запрещают или допускают подобную практику в конкретном обществе.
Черный жемчуг для наноожерелья
М.Ю. Корнилов
Назарио Мартин из Мадридского университета сумел соединить молекулы фуллерена C60 в цепочку. Теперь из них можно сделать «ожерелье» (проводящее электрический ток) и надеть на какое-нибудь наноустройство.
Темная личность
Полуоткрытая статья
Австралийские ученые изучили индивидуальные особенности поведения осьминогов, чтобы понять, обладают ли они индивидуальным характером и может ли это существо, принадлежащее к очень далекой от нас эволюционной ветви, считать личностью. Разные осьминоги действительно вели себя по-разному, но эти особенности были непостоянны: на следующий день тот же самый осьминог в той же ситуации вел себя не так, как вчера. Вывод: личность у них есть, но «эпизодическая». Вывод странный: ведь давно известно об уме и сообразительности осьминогов; они прекрасно обучаются (хотя попадаются и тупицы или просто лентяи), любят поиграть. Разве это не признаки личности? А что ведут себя непостоянно — так это, может быть, у них настроение меняется... У самих ученых так разве не бывает?
Чему научат в школе завтрашнего дня
Наша книжная полка
Е. Стрельникова
Вышла очередная книга из серии «Стандарты второго поколения», выпускаемой в рамках реформы среднего образования. Книга называется «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли». Написана она ведущими психологами и призвана (и, по-видимому, действительно сможет!) помочь учителям «научить учеников учиться». А вот две другие книгах из этой серии — «Фундаментальное ядро общего образования» и «Примерные программы основного общего образования. Химия» не столь хороши.
Лаборатория в картинках
М.М. Левицкий, Д.С. Перекалин
Описания и рисунки лабораторного оборудования, приборов и аппаратов химической лаборатории, в литературе иногда встречаются. Но нигде нет описания лабораторных помещений. А интересно было бы посмотреть, как они менялись на протяжении истории. Между тем одинаково живописно выглядит и лаборатория средневекового алхимика, и рабочий стол современного аспиранта.
Капуста
Полуоткрытая статья
Все разнообразные сорта капусты принадлежат к одному виду, просто прошедшему многовековую селекцию. Капуста не сильно калорийна, зато, благодаря уникальному и очень большому набору витаминов и микроэлементов, она нормализует обмен веществ. Капусту нужно включать в свое меню желающим похудеть — не только из-за низкой калорийности, но и из-за того, что она препятствует избыточному образованию жира в организме. А квашеная капуста незаменима для вегетарианцев: им она послужит источником витамина В12, который прочие люди получают из мясных продуктов (этот витамин производят молочнокислые бактерии). Витамин С сохраняется и в свежей, и в квашеной капусте месяцами, и его там много. Джеймс Кук обязательно брал в плавание запас кислой капусты, как средство профилактики цинги. Впрочем, капусту можно есть не всем: при почечнокаменной болезни, панкреатите, после полостных операций она противопоказана. Нельзя, впрочем, забывать, что мы говорим не о лекарстве, а о вкусной еде.
Третий
Владимир Яценко
Рехнуться в космосе — плевое дело. А на высоте семисот километров над фотосферой Солнца для этого дела и плевать не надо: когда выгорит последняя отражательная пластина в любой из кассет экрана, от меня даже плазмы не останется. Есть от чего вздрогнуть. Наверное, поэтому меня ничуть не обеспокоил строгий, чуть хриплый голос:
— Кто здесь?
Ему немедленно ответил тонкий детский голосок:
— Где?
— Спроси лучше «когда», — отозвался хриплый...
Бронзовый век продолжается!
Материалы нашего мира
М. Демина
Бронза — сплав меди с оловом — сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Сначала из нее делали холодное оружие, потом отливали пушки и колокола, потом — статуи. Во многих случаях она и сейчас незаменима, поскольку устойчива к коррозии и истиранию, и отливать изделия из нее гораздо легче, чем из стали.