«Химия и Жизнь», Февраль 2010

В номере:

Молекулярные машины
Клещенко Е.
  Проблемы и методы науки
Почему в "молекулярных машинах", работающих в клетке, почти совсем не используются решения, типичные для человеческой техники - рычаг, колесо, маятник? Во-первых, при столь малых массах практически нет инерционности; во-вторых, детали "машин" сравнительно мягкие и гибкие; в-третьих, мешают тепловые колебания этих деталей и броуновское движение вокруг. Но аналогии все же есть. Рибосома, например, двигаясь по молекуле матричной РНК, работает по принципу храповика и собачки, что и обеспечивает ее движение только в одну сторону. Этот принцип, возможно, стоит использовать и в нанотехнологии.
Святой Грааль биофизики
Шкроб М.А.
  Проблемы и методы науки
Как утверждал Нильс Бор, неспособность биологов понять суть жизни кроется в том, что два их классических подхода - наблюдение и разрушение - являются взаимоисключающими, и что биология столкнется с парадоксами, сходными с теми, что уже тогда возникли в квантовой физике. Идеи Бора так повлияли на молодого Макса Дельбрюка, что он оставил физику и занялся поиском парадоксов в биологии, использовав в ней подходы ядерной физики. Поиск по возможности наиболее простого объекта исследования и ряд счастливых совпадений привели Дельбрюка к изучению бактериофагов - "чистых генов".
Литвинов М.
  Мифы нашего времени
Плохое самочувствие, вялость и тупость, которые мы время от времени ощущаем, заставляют нас обратить внимание на рекламу витаминов и других биодобавок. Помогут ли они? Да, если плохое самочувствие возникло действительно из-за авитаминоза. И еще - если подобрать именно те добавки, которые нужны именно вам. Существует, однако, миф: "природные" витамины полезны, "искусственные" - просто яд, сколько бы химики ни клялись, что это одно и то же вещество. Мнение абсолютно иррациональное, ни на чем не основанное, но неистребимое.  >>
Стресс с точки зрения физиологии
Стресс возникает, когда наше поведение больше не соответствует сложившейся ситуации, и префронтальные области коры мозга пытаются втолковать это нашему сознанию. Как бороться со стрессом? Понять, что сложившиеся стереотипы уже не работают, и сменить тактику поведения. Или медитировать...
Кто ответит за духоту в помещении
Гурина И.В.
Мы говорим, что в душном помещении "не хватает кислорода". Это не так. На самом деле, там просто слишком много углекислого газа. Отсюда вялость, сонливость, а при хроническом воздействии - и более тяжелые и менее обратимые последствия. Есть даже термин "синдром больного здания", который возникает у людей в помещениях с плохой вентиляцией.
Невидимая революция
Жоакин Кристиан, Плевер Лоранс
  Проблемы и методы науки
Историю науки должны писать очевидцы и участники, которые еще помнят, как все было. Это глава как раз из такой книги о нанотехнологии, где рассказывается о первых попытках подключить к электродам единичную молекулу. Книга вышла на русском языке, а в Интернете есть англоязычная версия.
Карбо-алмаз и карбо-графит
Корнилов М.Ю.
Приставка "карбо" с недавних пор стала обозначать принадлежность к новому типу производных, содержащих ацетиленовые и кумуленовые вставки вместо простых и углерод-углеродных связей. Статья начинает цикл заметок о новых молекулярных структурах, смоделированных и оптимизированных с помощью уникальной компьютерной программы HyperChem. Некоторые из этих веществ уже получены.
Греческий огонь без селитры
Тарасов М.Ю.
Состав греческого огня - легендарного секретного оружия Византии - до сих пор не установлен. Автор, проанализировав все сведения о греческом огне, включая доступность возможного сырья и личность изобретателя, предлагает свою гипотез. Если орудие было таким, как считает автор, то "боеприпасом" могла быть просто чистая нефть.
О селитре, порохе и огне
Сухаревский М.
Открытие селитры дало толчок к развитию пиротехники, а затем и к изобретению черного пороха. Вероятно, селитра входила и в состав греческого огня, о котором больше можно узнать не из византийских, а из арабских источников (арабы заимствовали это оружие).
Вальтер Нернст и Фриц Габер: пересечение параллелей
Садовский А.С.
  Химики - нобелевские лауреаты
Здесь рассказывается в о двух областях деятельности, где пересекались пути Нернста и Габера: синтез аммиака (за это Габер получил Нобелевскую премию) и разработка химического оружия (за что обоих преследовали после первой мировой войны).
Медицинская генетика в России
Полищук А.М.
Медицинская генетика возникла из евгеники и генетики и очень успешно развивалась в СССР. Как отмечал Л.С. Пенроз в 1966 году, если бы советские генетические лаборатории, возникшие в 20-х и 30-х годах, продолжали работать, то многие открытия в этой области были бы сделаны на двадцать лет раньше. В 60-е годы медицинская генетика в нашей стране начала восстанавливаться, но так и не вышла вновь на ведущее место в мире: нехватка средств, продолжающееся подавление инакомыслия (сначала) и "утечка мозгов" (сейчас)...
Тот самый Петрушка, слуга Чичикова, "все читал с равным вниманием; если бы ему подвернули химию, он и от нее бы не отказался". А интересно, были ли русские учебники химии в то время (вряд ли Петрушка читал на иностранных языках)? Переводные появились еще в XVIII веке, а первый русский учебник написан А.И. Шерером в 1808 году. "Основания чистой химии" Г.И. Гесса, впервые изданные в 1831 году, служили учебником несколько десятилетий. По нему учились Менделеев и Бутлеров, а потом их учебники стали переводить с русского на иностранные языки. Если бы Петрушке "подвернули" учебник химии, это, скорее всего, оказалась бы книга Гесса. Причем написан учебник очень доходчиво, и даже Петрушка мог бы там что-то понять - если бы, конечно, не его известная манера чтения.  >>
Стая диких леопардов
Новоселова Н.
Теперь самое главное, Рэнди. Ты должен! ОБЯЗАТЕЛЬНО! прислать подтверждение того, что ты меня любишь, считаешь своей невестой и женишься на мне после своего возвращения. Тогда мне достанется роль Невесты Солдата, представляешь? Я просто счастлива, считаю дни до получения твоего письма с подтверждением.
Пшеничные крупы бывают разные. Манка из них имеет самый мелкий помол, но и она тоже бывает разная, в зависимости от сорта пшеницы. Манка - единственная крупа, которая переваривается в нижнем отделе кишечника, поэтому ее часто назначают при болезнях желудка.  >>
Керамика: от терракоты до фаянса
  Материалы нашего мира
Красный кирпич, черепица, терракота, майолика, фаянс, фарфор - все это керамические материалы (в порядке убывания зернистости). Сравнительно недавно возникли также сегнетокерамика, пирокерамика и пьезокерамика, области применения которых выходят далеко за традиционные рамки.