«Химия и Жизнь», Октябрь 2009

В номере:

Экологическая генетика: первые шаги
Инге-Вечтомов С.Г.
  Проблемы и методы науки
Многие считают, что генетика — это «внутреннее дело» каждого отдельного организма, в крайнем случае вида. Сейчас становится понятным, что межвидовое взаимодействие в популяциях осуществляется и на генетическом уровне. Его изучением и занимается новая наука — экологическая генетика.
Гены, среда, отношения
Литвинов М.
  Проблемы и методы науки
Окраска гималайских кроликов, симбиоз бобовых растений и клубеньковых бактерий — вот лишь некоторые примеры влияния на работу генов «внешних» по отношению к организму факторов.
Шкроб М.А.
  Проблемы и методы науки
Многие и не подозревают, что в то время как человечество всеми силами пытается избавить себя от вирусов, враг уже преспокойно расположился в самом нашем геноме. Причем вирусы имеют в человеческой ДНК весьма солидное представительство — они занимают около 8% всей ДНК, так что, можно сказать, человек произошел не только от обезьяны, но и в какой-то мере от вируса.
Коммуникация животных: от стимула к символу
Фридман В.С.
  Проблемы и методы науки
Читатели «Химии и жизни», конечно, помнят имя Конрада Лоренца. Но, увы, мало кто может ответить на вопрос, как развивалась наука о поведении животных после Лоренца, а между тем в ней произошли очень интересные события. Выяснилось, например, что многие животные общаются с помощью сигналов-символов — звуков и движений, которые, подобно человеческим словам, имеют фиксированные значения.
Вспомнить все
  Проблемы и методы науки
Сегодня признано, что у нас есть несколько видов памяти, отвечающих за разные виды информации. Даже, казалось бы, неделимые автобиографические события задействуют для хранения несколько видов памяти. Эпизодическая память «возвращает» нас в прошлое, семантическая хранит общие сведения о мире и личности, а также о языке, процедурная память ответственна за автоматические действия и алгоритмы решения задач...
Нанощетинистая лапка
Кричевский Г.Е.
Почему ящерка геккон может бегать по потолку? Потому что ее лапки покрыты наноразмерными волосками. Хотелось бы перенять у природы эту технологию, но пока не удается.
Мусорная воронка в океане
Несколько лет назад мореплаватели заметили посреди Тихого океана, на расстоянии тысячи километров от берегов Калифорнии, скопление мусора. Пластиковые предметы в этом районе плавают на расстоянии друг от друга, но куда бы наблюдатель ни бросил взгляд, на поверхности океана он увидит мусор.
Глина+полимер=чистота
Антипов Е.М.
В Институте нефтехимического синтеза имени А.В.Топчиева РАН создан нанокомпозитный биоразлагаемый полимер. Он представляет собой «бусы» из силикатных наночастиц, нанизанных на полимерную нить.
Силикатная безопасность
Биоразлагаемый полимер — это прекрасно, но что произойдет потом с силикатными наночастицами? Если вспомнить про силикоз шахтеров и канцерогенное действие асбеста, то станет ясно, что ответ на этот вопрос нужно найти как можно скорее.
Проблема навозоудаления
Каравосов В.Т.
  Ноу-хау
Что общего у труб для навозных стоков в животноводческих комплексах и свинцовых аккумуляторах? При их эксплуатации возникает проблема, решение которой может найти только химик.
Бактерии, антибиотики и миллиметровые волны
Трчунян Армен
Оказывается, бактерии, в том числе и обитающие в организме человека, чувствительны к миллиметровым волнам, излучаемым мобильными телефонами. Звучит странно, но эти наблюдения опубликованы в рецензируемом научном журнале. Что это может означать для бактерий и для нас?
Третий газ
Когда-то простейшие молекулы газов интересовали только химиков-неоргаников, теперь к ним проявляют интерес и биохимики. Вслед за монооксидами азота и углерода на сцену выходит новый газ — сероводород. Он тоже расширяет сосуды, а еще выполняет множество других функций, исследования которых продолжаются.
И чтобы блестело, как...
Если вам кажется, что шлифовка и полировка — это синонимы, вы заблуждаетесь. Какой из этих процессов имеет место при заточке опасной бритвы на ремне, читатель узнает из этой статьи.
Школа разных стран
Литвинов М.
  События
Этим летом под Москвой, в районе Звенигорода состоялась международная научная школа. Ребята из разных стран и их наставники проводили исследования в области молекулярной биологии, зоологии, акустики, лингвистики, а также строили роботов и наблюдали звезды.
Менделеевия
Бабаев Е.В.
«Произведя до 20 измерений величины нашей мыши, я нашел, что по различию полов длина тела ее изменяется, но хвост постоянно у самок короче длины тела, а у самцов длиннее». Это цитата из курсовой работы студента Менделеева «Опыт исследования о грызунах Петербургской губернии». Забавно представить будущего великого химика, измеряющего линейкой мышь, но серьезность подхода впечатляет, да и результат вполне значим.
Время одуванчиков
Нестеренко Юрий
— Такие красивые, и так быстро отцветают. Знаешь, мне всегда становилось грустно, когда они белеют. Словно лето уже заканчивается, а оно ведь только началось. Впрочем, в этом году они, наверное, не успеют. — Не надо об этом.
Рябина
  Непростые ответы на простые вопросы
Горечь рябиновых ягод нередко поминается в русской поэзии и символизирует безрадостную долю, а сама рябина — тоскующую женщину. Но своеобразный вкус плодам придает отнюдь не женское одиночество, а горький гликозид сорбиновой кислоты и терпкие дубильные вещества.
Пластмассовая пена
  Материалы нашего мира
Обыкновенный пенопласт... Так ли он обыкновенен, этот замечательный материал, детище ХХ века, без которого сегодня трудно обойтись и в быту, и в технике, и на производстве?

20.08.2014 23:51:00
Лекарство от сонной болезни на время сняло у мыши симптомы аутизма. >>
18.08.2014 23:20:00
Избавиться от дефектной материнской митохондрии не так-то просто. >>
08.08.2014 13:26:00

Доля кофейных плантаций на месте вырубленного леса растет.

06.08.2014 13:23:00

Магнитное поле внутри электромобиля невелико

03.08.2014 00:18:00

Есть микроорганизмы, способные существовать на Красной планете.