«Химия и Жизнь», Август 2009

В номере:

Фторопласт: закалка радиацией
Хатипов С.А.
  Технологии
Политетрафторэтилен, он же фторопласт-4 или тефлон — полимер, замечательный во многих отношениях: химически инертный, выдерживает высокие и низкие температуры, с удивительно низким коэффициентом трения... Одно плохо: тефлоновый слой очень быстро стирается и деформируется. Впрочем, как оказалось, это можно исправить.
Робот-ученый
На факультете компьютерных наук Уэльского университета в Эбериствите создан робот, способный без инструкций от человека проводить научные исследования. Робот по имени Адам пока еще несовершенен — ему требуется помощь техника-лаборанта. Но все же он сумел самостоятельно определить функции некоторых генов дрожжей.
Паразит впереди хозяина
Шкроб М.А.
«Мы задолжали этим господам признание выдающейся родословной», — сказал о вирусах французский ученый Жан-Мишель Клавери. Когда ученые спорили, кто появился раньше — бактерии, археи или эукариоты, вирусы традиционно оставались за бортом: не могли ведь клеточные паразиты возникнуть раньше клеток. Но, похоже, эту точку зрения пора пересмотреть.
Опухоли, гены и эволюция
Козлов А.П.
Чем выше организация животных, тем чаще у них возникают опухоли. У насекомых они встречаются чаще, чем у низших беспозвоночных, у позвоночных — чаще, чем у оболочников и ланцетников. В то же время новообразования рыб менее агрессивны, более дифференцированы и реже метастазируют, чем у млекопитающих. Может быть, раковые опухоли не на всех этапах эволюции были злом?
Почему в три года ребенок не читает
Безруких М.М.
«Моему ребенку полтора года. Вокруг него развешаны слоги, но он еще не читает», — волнуется мама. Раннее обучение входит в моду, а между тем исследования показывают, что мозг ребенка чисто физиологически не готов работать в том режиме, который предлагают педагоги-новаторы.
Верь ушам своим
Селезнева Н.В.
Признанные асы эхолокации — рукокрылые, возможно, лучше всех «подсвечивают» ультразвуком окружающее пространство и ловят отраженные сигналы. Одни летучие мыши испускают акустические сигналы ртом так, чтобы они распространялись широким фронтом, другие излучают ультразвук носом — в виде остронаправленного луча.
Невидимость
Митио Каку
Окончание главы из книги «Физика невозможного», опубликованной в предыдущем номере. Получится ли сделать метаматериал, огибаемый лучами света и, следовательно, невидимый? И сможет ли Гарри Поттер, укрытый плащом из метаматериала, видеть то, что происходит вокруг него?
Профессии метаматериалов
  Технологии
У метаматериалов есть более перспективные применения, чем создание плаща-невидимки - например, новые системы связи, новые исследовательские приборы. А используя понятие о фононном кристалле, можно построить «забор» из длинных вертикальных стержней, не пропускающий шум от шоссе.
Биологические олимпиады школьников
Умение и желание решать нетривиальные задачи всегда рассматривалось как надежный признак математических способностей. Поэтому методология проведения математических и физических олимпиад школьников сложилась быстро и не претерпела особых изменений. А вот биологические олимпиады чаще проверяют объем знаний, чем умение мыслить.
Трудности перевода
Добрынин А.В.
  Из писем в редакцию
Хорошо, что у нас издаются переводные популярные книги по химии. Но плохо, что не все переводчики этих книг добросовестно выполняют свою работу.
Менделеевия
Бабаев Е.В.
Продолжение рассказа о семье Менделеева. Именно тогда, когда будущий великий химик учился в тобольской гимназии, в городе проживали семьи ссыльных декабристов. Прототип пушкинской Татьяны, герои «Учителя фехтования» Александра Дюма — эти «литературные персонажи» были для юного Дмитрия живыми людьми.
Еще раз о роли первопроходцев
Гольдфаин И.И.
  Из писем в редакцию
Верно ли представление о том, что изобретатели-пионеры помогают более грамотным конструкторам преодолеть психологический барьер? Верно, но главное в другом: они доказывают существование летательного аппарата тяжелее воздуха, радио и тому подобных вещей, ранее считавшихся невозможными.
Хогнит
Мхитарян Эдуард
— Знаете, ожидал увидеть кого угодно, но... В общем, в мой двор залетела какая-то круглая плоская штуковина. — А вот с этого места поподробнее, пожалуйста. — Хорошо, док. В бледном свете луны ее окраска была желтовато-коричневая. Она бесшумно парила над землей и постоянно вертелась и раскачивалась. Знаете, очень похоже на раскрученную юлу. Покрутившись вот так по двору, она опустилась на землю и стала наматывать по ней круги...
Лещина и фундук
  Непростые ответы на простые вопросы
Лещина своим названием обязана листьям, напоминающим по форме туловище рыбы леща. А фундук, «культурный» орех — это сложный гибрид разных видов лещины. От хорошо знакомой нам лещины обыкновенной он отличается более крупными орехами с более тонкой скорлупой.
Резиновые слезы