«Химия и Жизнь», Март 2008

В номере:

Большое столкновение
Мотыляев А.
  Проблемы и методы науки
В апреле этого года под Женевой будет запущен Большой адронный коллайдер. Энергия столкновения адронов будет в миллионы раз больше, чем при термоядерном синтезе.
Русские трубы для ЦЕРНа
Данилов П.
  Проблемы и методы науки
Создание уникальных бериллиевых труб для одного из детекторов Большого адронного коллайдера — лишь один из примеров участия отечественных ученых в этом международном проекте.
Ловушка физиков — XXI
  Проблемы и методы науки
Эксперименты, которые пройдут на Большом адронном коллайдере должны ответить на пять фундаментальных вопросов, волнующих современных физиков и проверить, правильно ли физики представляют себе устройство нашего мира.
Ценные результаты с дешевым геномом
  Проблемы и методы науки
Мы опубликовали ответы ученых на «вопрос года»: «Что бы вы сделали, если бы уже сегодня можно было секвенировать последовательность ДНК, равную по длине человеческому геному, всего за 1000 долларов?»
В защиту нитратов и фосфатов
Минеев В.Г., Болышева Т.Н.
  Ресурсы
Существует широко распространенное мнение, будто в землю не обязательно добавлять минеральные удобрения, а самое экологичное и правильное — это только натуральная органика. Однако наука утверждает, что времена, когда это было возможно, давно ушли в прошлое.
Плодородие без гумуса и удобрений
Тарханов О.В.
Давно известно: если на одном и том же месте много лет подряд выращивать сельскохозяйственные растения, урожаи снижаются. Почему это происходит и что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию?
Ювелирные металлы
Исторически основными ювелирными металлами были золото, серебро и платина. Однако известны и особые случаи, например, алюминий, который в середине позапрошлого века был очень даже ювелирным металлом.
Нанотехнологии как национальная идея
Эрлих Г.
Сейчас мы постоянно слышим о нанотехнологиях как о приоритетном направлении российской науки. Парадокс заключается в том, что нанотехнологическая революция, о необходимости которой говорят с высоких трибун, базируется на нанонауке, в которой нет ничего революционного.
Нано по-американски
Американские специалисты считают, что видимые изменения от грянувшей нанотехнологической революции мы заметим после 2015 года. Пока что американцы довольствуются вполне простыми и обыденными вещами вроде непахнущих синтетических носков с наночастицами серебра.
ИХЭД — лаборатория в саквояже
Резникова О.И., Вельков В.В.
  Проблемы и методы науки
Иммунохроматографическая экспресс-диагностика, особенно количественная, позволяет проводить вне лаборатории анализы на очень высоком уровне. А новые методы диагностики, внедренные в практику, — это новый этап в истории медицины.
Материалы для ремонта человека
Уорден Кейт
В настоящее время одним из наиболее эффективных способов лечения тяжелых заболеваний считается пересадка органов. У этого метода, однако, есть серьезный недостаток — нужны ткани и органы для трансплантации. Поэтому в последнее время активно разрабатываются искусственные медицинские устройства.
Алюмоводородная энергетика
Шейндлин А.Е.
  Проблемы и методы науки
Проблемы водородной энергетики можно решить с помощью другого энергоносителя - например,алюминия.
Устройства алюмоводородной энергетики
Алексеев С.
В обозримом будущем большую энергетику все-таки не заменят ни водородная, ни алюминиевая. Однако есть неплохие ниши, где новые технологии дадут полезный эффект.
Энергия порционно
Литвинов М.
Какими бы ни были разногласия среди ученых о причинах и прогнозах потепления, ясно, что этот процесс идет и сам по себе, скорее всего, не остановится. Какую стратегию разумно применить в этой ситуации?
С кем поведешься
Паравян Н.А.
Не приукрасил свой рассказ «Лупленый Бочок» Виталий Бианки: зайчонок, попав на воспитание к дворовой собаке, действительно перенимает многие ее повадки.
- Мне, батюшка, - оксамиту на платье. Цвету смарагдового. И соболей на оторочку.

- А мне - венец новый. И зарукавья.
- А Марье - ягод лукошко, авось вередами пойдет, - тем же смиренным голоском добавила старшая. Поклонилась отцу, поплыла к двери. Середняя - за ней.
Марьюшка словечка не сказала в ответ. Знает, что дорогих подарков ей не видать. И так сватают вперед сестер, двоим уже отказал отец. Поил сватов медами лучшими, греческим вином - Марья молода, берите Гордею, за ней вдвенадцатеро больше дам... Не сладилось дело.
Сливочное масло
  Непростые ответы на простые вопросы
Сливочное масло, состоящее на 60–80% из молочного жира, – совершенно уникальный продукт. Хотя полиненасыщенных жирных кислот в нем в 20 раз меньше, чем в растительном, зато есть легкоусвояемые жирные кислоты, которых в растительных маслах практически нет.
Что значит быть женщиной
  Проблемы и методы любви
Почему мы, говоря о животных и растениях, употребляем слова «женский» и «мужской», «самец» и «самка»? Простая ли это аналогия, банальный антропоморфизм — или в делении всего живого на дам и джентльменов есть глубокий биологический смысл?

20.02.2019 14:00:00

Многие крупные звери становятся мельче при одомашнивании — посмотрите на волка и собак, на реконструкцию первобытного быка тура и современных молочных коровок. А вот коты в обществе человека выросли. По крайней мере, в Дании.

05.02.2019 15:30:00

В числе награжденных оказался и наш постоянный автор Аркадий Курамшин, ставший лауреатом в специальной номинации за «Популяризацию химии»

04.02.2019 14:00:00

...в «Physical Review Letters» готовится к публикации статья о материале, обладающем сверхпроводимостью при температуре, близкой к комнатной...

…президенты академий наук КНР и США заявили о необходимости срочно выработать международное соглашение по генному редактированию клеток зародышевой линии человека...

...результаты добровольной алкоголизации крыс, которые оценивали в различных тестах, говорят о том, что решающий фактор склонности к потреблению этанола — низкая адаптивность...

29.01.2019 16:00:00

Восемь лет назад В.И.Глазко рассказал нашему журналу про гипотезу отбора на дурака. Согласно ей, стресс ведет к тому, что среди эмбрионов выживают менее специализированные формы. В таких условиях резко снижаются качество нового поколения и, если речь идет о человеке, его умственные способности. Похоже, что исследователи из Лейденского и Лундского университетов нашли механизм такого отбора.

23.01.2019 10:00:00

Горлица — дикий голубь, довольно близкий родственник обитающих в городах голубей. Считается, что охота и исчезновение сорняков на полях Европы ведут к уменьшению численности этих птиц, и она попала в список уязвимых видов. Есть и еще одна причина: вытеснение кольчатой горлицей.