«Химия и Жизнь», Январь 2008

Расследование
Архаическое мышление
Федоров П.П.
  Размышления
Противоречивость – основа пластичности и гибкости архаического мышления. Каждый факт оно пытается встроить в мироздание, но созданные для частных случаев модели противоречат друг другу. Современное мышление стремится дать только одно объяснение в рамках одной картины мира. В результате современный человек часто не видит того, что не укладывается в эту картину.
Космос XXI
Зеленый Л.М.
Открытый космос — прекрасное место для изучения Вселенной. Ничто — ни магнитные, ни тепловые поля, ни атмосфера — не мешает установленным там телескопам принимать сигналы из самых далеких уголков пространства. Каковы планы ученых в этой области?
Изотопная экономика
Тенненбаум Джонатан
  Прогнозы
В двадцать первом веке произойдет переход к использованию ядерных реакций в качестве основного источника энергии для мировой экономики. Возникнет потребность в массовом разделении изотопов. А значит, вместо Таблицы Менделеева с 92 стабильными элементами мы получаем гораздо более сложную Систему изотопов.
Дейтериевая жизнь
Согласно одной из гипотез, причиной старения служит постоянно идущее окисление клеточных структур свободными радикалами. Станут ли дейтерированные аминокислоты и жирные кислоты действенной защитой от старости?
Тяжелая вода и жизнь
Складнев Д.А.
  Расследование
При работе с тяжелой водой как будто попадаешь в совершенно иную Вселенную. Вроде все как в нашей — нормальной, но все не так… Небольшой обзор позволит и не очень знакомому с темой читателю убедиться в этом.
Приключения горячей частицы
Из практики работы с полонием известно, что его порошинки могут перемещаться, ползти по полу, распространяясь по помещению. По-видимому, вклад в расползание «горячих частиц» вносят и электрические, и механические эффекты.
Микроэлементный человек
Скальный А.В.
Если сделать элементный анализ жителей каждого отдельного региона, обнаружится четкая закономерность по избытку или нехватке каких-то элементов. Так что рекомендации есть то, что ели ваши предки (и что растет в вашем регионе), не всегда верные.
У колыбели эволюции
Савинов И.А.
Сегодня биологи снова становятся натуралистами и, как два века назад, отправляются путешествовать в те края, где особенно велики плотность и разнообразие жизненных форм. К числу таких регионов, безусловно, относится Юго-Восточная Азия. Великие натуралисты прошлого называли ее «колыбелью эволюции»: столь изумительно богатство местной флоры и фауны.
Угольный метан – демон подземного царства
Кизильштейн Л.Я.
С началом промышленной революции потребность в угле выросла. Пришлось углублять шахты, а вслед за этим участились случаи взрыва газа и связанные с этим тяжелые катастрофы с человеческими жертвами. Причина подобных трагических событий в том, что в пластах угля многих месторождений находится природный газ – метан, называемый в этом случае угольным.
Гуминовые вещества — вызов химикам XXI века
Перминова И.В.
  Ресурсы
К концу ХХ века, одной из основных проблем которого стало химическое загрязнение окружающей среды, гуминовые вещества начали выполнять роль естественных детоксикантов. Химики, вооруженные сложнейшими инструментальными методами, с энтузиазмом принялись за гумусовые вещества…
Александр Николаевич Энгельгардт
Грученко Г.И.
Александр Николаевич Энгельгардт — русский публицист-народник и агрохимик, представлял собой тот редкий тип мощного ученого, профессора, способного завлекать толпы слушателей, направлять их на все доброе, хорошее, честное; человека, преисполненного редкой энергией, одаренного редкой привлекательностью, живостью ума и отзывчивостью.
Мой друг Пашка
Выставной Владислав
Утка
  Непростые ответы на простые вопросы
Несмотря на то что мясо утки содержит всего 17% белка, в нем присутствуют все аминокислоты, включая незаменимые. Как сделать блюдо из утки поистине изысканным – читайте в нашей статье.
Делить проще, чем складывать?
  Проблемы и методы любви
До последнего времени считалось, что у млекопитающих партеногенез невозможен. Но в 2004 году появились публикации о появлении на свет первой мыши — дочери только матери, без всякого участия папы-мыша. Для этого ученым понадобилось выключить всего один ген.

20.02.2019 14:00:00

Многие крупные звери становятся мельче при одомашнивании — посмотрите на волка и собак, на реконструкцию первобытного быка тура и современных молочных коровок. А вот коты в обществе человека выросли. По крайней мере, в Дании.

05.02.2019 15:30:00

В числе награжденных оказался и наш постоянный автор Аркадий Курамшин, ставший лауреатом в специальной номинации за «Популяризацию химии»

04.02.2019 14:00:00

...в «Physical Review Letters» готовится к публикации статья о материале, обладающем сверхпроводимостью при температуре, близкой к комнатной...

…президенты академий наук КНР и США заявили о необходимости срочно выработать международное соглашение по генному редактированию клеток зародышевой линии человека...

...результаты добровольной алкоголизации крыс, которые оценивали в различных тестах, говорят о том, что решающий фактор склонности к потреблению этанола — низкая адаптивность...

29.01.2019 16:00:00

Восемь лет назад В.И.Глазко рассказал нашему журналу про гипотезу отбора на дурака. Согласно ей, стресс ведет к тому, что среди эмбрионов выживают менее специализированные формы. В таких условиях резко снижаются качество нового поколения и, если речь идет о человеке, его умственные способности. Похоже, что исследователи из Лейденского и Лундского университетов нашли механизм такого отбора.

23.01.2019 10:00:00

Горлица — дикий голубь, довольно близкий родственник обитающих в городах голубей. Считается, что охота и исчезновение сорняков на полях Европы ведут к уменьшению численности этих птиц, и она попала в список уязвимых видов. Есть и еще одна причина: вытеснение кольчатой горлицей.