«Химия и Жизнь», Февраль 2008

В номере:

Глаз и Солнце, или Фотохимия зрения
Островский М.А.
  Проблемы и методы науки
О том что происходит с квантом света, когда он попадает в глаз и о том, что свет несет глазу не только зрительную информацию, но и опасность. Почему?
Три точки генетического кода
  Проблемы и методы науки
Наш генетический код — один из многих теоретически возможных. Тем не менее он един для всех обитателей планеты. Более полувека ученые размышляют о том, случайно ли это единство или наш вариант кода имеет какие-то преимущества перед всеми другими.
О пользе холестерина
Кудинов А.Р., Кудинова Н.В.
  Проблемы и методы науки
Все мы уверены, что холестерин — это зло. Однако, сотни миллионов долларов, отпущенных на исследования, и пятьдесят лет научного поиска лучших лабораторий всего мира не смогли сколько-нибудь убедительно доказать, что ограничение пищевых жиров действительно полезно.
Новое уравнение фотосинтеза
Комиссаров Г.Г.
До сих пор первая световая стадия фотосинтеза остается загадкой. А решение - простое, как и все в природе.
Медленный свет: за фасадом сенсации
Александров Е.Б., Запасский В.С.
  Проблемы и методы науки
Оценивая историю «медленного света» в целом, надо прежде всего отделить истинные достижения от мнимых. Снижение групповой скорости света на много порядков величины действительно впечатляет. Но принесет ли что-либо практически полезное этот прорыв?
Гемоглобины - белки-многоборцы
Космачевская О.В., Шумаев К.Б., Топунов А.Ф.
  Проблемы и методы науки
Предположений о возникновении и начале эволюции гемоглобинов сделано немало. Почти каждый ученый, работающий в этой области, имеет свой взгляд на проблему. Мы приведем один из них.
Каабак Л.В.
Взмахи крыльев бабочек оставили след не только в литературе. Можно сказать без преувеличения, что вся история человечества сложилась бы иначе, не прими в ней участие эти насекомые.  >>
Наука в России и в мире: попытка беспристрастного рассмотрения
Эрлих Г., Лисичкин Г.В.
Что есть отечественная наука, мировая наука и наука вообще? Договорившись о терминах, мы сможем получить объективное представление о состоянии дел в российской науке, определить узкие места, обсудить, какая наука нам нужна.
Литературные геммы Макса Перутца
Каховский Л.
Наука о гемоглобинах успешно развивается, причем в последнее время интерес исследователей переместился с животного белка на его растительные и бактериальные аналоги. А первопроходцем в этой области был химик и основатель рентгеновской кристаллографии белков Макс Перутц (1914–2002), работавший в английском Кембридже.
Болезнь, о которой забыли
Перутц Макс
Туберкулез не только появился вновь в развитых странах, но и успел выйти из-под контроля. Что стало причиной такой вспышки заболеваний?
История с языком
  Из писем в редакцию
Фотография Альберта Эйнштейна с высунутым языком получила широкую известность. Ее можно увидеть на обложках журналов, на плакатах, на майках и рубашках и даже на чашках. Как же появился этот снимок?
Парадокс Мамкина
Козлов Вячеслав
Соль
  Непростые ответы на простые вопросы
Сколько сортов соли существует? Зачем нужна йодированная соль? Сколько соли можно есть в сутки?
О бессмертии и изменчивости
  Проблемы и методы любви
Вам не приходило в голову, что амеба в некотором смысле бессмертна? Ведь клетка, когда делится, не умирает, а дает начало точным двум копиям себя.