«Химия и Жизнь», Июнь 2007

В номере:

Игорю Васильевичу посвящается
Память
Полуоткрытая статья
Имя Игоря Васильевича Петрянова-Соколова неразрывно связано с журналом «Химия и жизнь», в котором он был главным редактором с самого начала основания журнала до последних дней своей жизни (до 1996 года). В этом июне ему бы исполнилось 100 лет.
Микробы против нефтяных пятен
В.П. Мурыгина
В длинном списке преступлений человечества против собственной планеты одно из первых мест занимает загрязнение земли и воды нефтепродуктами. Как ни удивительно, сама природа подсказывает нам путь к спасению. Существуют микроорганизмы, которые питаются углеводородами - их-то и можно позвать на помощь.
Химическая краса — углеродная коса
М.Ю. Корнилов
Наверное, каждый человек от мала до велика умеет заплетать косу из трех прядей волос или веревок. А вот углеродные косы из карбиновых нитей, то есть нитевидных молекул углерода, — это нечто новое по своим масштабам.
Следы в чугуне
С.А. Гурулёв
Это не розыгрыш, а факт: чугун повторяет микроструктуру пенопласта, из которого была сделана модель для литья.
Создатели газа
М. Литвинов
Испокон веков микроорганизмы поили нас и кормили, в прошлом столетии начали снабжать лекарствами и уникальными материалами. Теперь пришла очередь энергии. Если все пойдет как надо, водородный реактор с бактериями обеспечит электричеством дом или ферму, повышая при этом в атмосфере не содержание CO2, а влажность.
Водород в кишечнике
Армен Трчунян
В кишечнике человека проживает множество разных бактерий. Есть бактерии и в толстой кишке. В анаэробных условиях, характерных для толстой кишки, бактерии вырабатывают газ — молекулярный водород.
Электрод из кожи бактерий
М.С. Лимаров
Специалисты из американской лаборатории работают с почвенной бактерией Shewanella oneidensis. Это существо интересно тем, что способно переносить электроны, то есть проводить ток.
О собирающих минералы
Б.З. Кантор
Нерукотворная красота минералов — не что иное, как отражение физического совершенства творения природы. Примеры минералов, что хранят в своих коллекциях любители, вы сможете увидеть на фотографиях к этой статье. Поверьте, по красоте они не уступают многим драгоценным камням.
Диагноз — инфекционное ожирение
Медицина
Садовский А.С.
Все знают, как угрожающе быстро растет число людей с лишним весом не только в развитых, но и в развивающихся странах. Причин много, но по выборочной статистике Дуранхара и Аткинсона в 15–30% случаев ожирения может быть вызвано аденовирусом.
О пользе вкусного
Цикл еды
Р.С. Минвалеев
Чем мы руководствуемся при выборе продуктов на обед? Большинство людей дадут один и тот же ответ: вкусом! Что бы нам ни говорили уважаемые диетологи, наши вкусовые рецепторы требуют, чтобы обед был не столько полезным, сколько вкусным.
Правда о колбасе
С. Дорожкин
Сколько мяса в колбасе? Оказывается, колбасу можно выпускать совсем без мяса.
«Неполиткорректный» учебник физики
И.И. Гольдфаин
«Изыскания» о непропорциональном представительстве шотландцев в школьном учебнике физики.
Наука и искусство
Полуоткрытая статья
Сегодня тема нашего виртуального круглого стола — «Наука и искусство». Что общего у этих двух способов познания мира, а в чем различия? Надо ли их преодолевать? И как понимать слова Гюстава Флобера о том, что «наука и искусство, расставшись у основания, встретятся на вершине»?
В поисках вечности
Полуоткрытая статья
Регулярно повторяющиеся события, в том числе годовой цикл или движение небесных тел, с незапамятных времен привлекали внимание людей. Многие видные ученые Средневековья считали, что если смоделировать вечные и непрестанно повторяющиеся явления природы в доступных человеку условиях, то можно в чем-то уподобиться богам и, возможно, постигнуть тайну бессмертия.
Электрический «вечный двигатель»
В 1799 итальянский физик, химик и физиолог Алессандро Вольта сконструировал первый в истории техники источник электрического тока. Это изобретение вдохновило изобретателей «вечных двигателей»: в вольтовом столбе они увидели неиссякаемый источник энергии.
«Просто суй им в глотки безоар»
Е. Котина
Эпопея Джоан Роулинг о мальчике-волшебнике Гарри Поттере произвела сильное впечатление на читающую публику во всем мире, в том числе и на подписчиков «Химии и жизни». Мы уже отвечали на вопрос, что такое безоаровый камень и каковы его свойства. Но не ответили на самый главный вопрос: есть ли хоть какие-то основания считать безоар универсальным противоядием?
Таинственная Волга
Полуоткрытая статья
Все знают, что Волга впадает в Каспийское море. Но есть категория граждан, которые в этом утверждении сомневаются. Это — профессиональные географы.
Этот дождь навсегда
Андрей Марченко
Так получилось, что чужак и осень прибыли в город одновременно. Огромный четырехосный дилижанс, запряженный восьмеркой лошадей, въехал в город в последний час лета. Но пока катил улицами к почтовой станции, лето и закончилось. Вытекло последними крупицами через узенькое горлышко песочных часов. На станции, пока форейтор и кучер поили лошадей, кондуктор обошел дилижанс. Обнаружил сомнительно молодого мужчину, спящего в уголке, чей билет окончился летом...
Огурцы
Непростые ответы на простые вопросы
Мы называем огурец овощем, хотя по ботанической классификации огурец, как и арбуз, вовсе не овощ, а ягода, точнее, ложная ягода. И едим мы эту ягоду незрелой, потому что спелый огурец мы вряд ли возьмем в рот.
Космос — это связь
Кстати о космосе
Данилов П.
Давным-давно люди передавали информацию на большие расстояния с помощью крика, барабана, трубы или дыма костра. Теперь над нашей планетой висят спутники, обеспечивающие связь. Но так ли они безвредны, как нас уверяют?