«Химия и Жизнь», Июнь 2006

В номере:

Ледяная клетка для горючего газа
Благутина В.В.
  Проблемы и методы науки
Газовые гидраты — это минерал, состоящий из льда и метана. Его природные запасы, которые на несколько порядков больше, чем запасы природного газа, в последние годы все больше интересуют энергетиков.
Многие великие ученые задумывались о том, какой может быть жизнь на ближних к нам планетах и в совсем уж далеких мирах. А может ли появиться жизнь, если вода на далекой от солнца планете скрыта под ледяной корой?  >>
Почему вы должны мне платить?
Сокальский И.А.
Всю науку, как известно, можно поделить на две большие, взаимосвязанные, но все же принципиально разные части: фундаментальную и прикладную. Мало у кого возникнет вопрос, зачем нужна прикладная наука. С фундаментальной наукой все не так очевидно. Почему налогоплательщики, обремененные самыми разными личными проблемами, многие из которых упираются в финансы, должны оплачивать еще и фундаментальные исследования? "В не слишком богатой России никто не обвинял меня в том, что я, астрофизик, - дармоед. А немцы, французы и итальянцы - случалось, что и обвиняли. Можно ожидать, что рано или поздно вопрос о необходимости или ненужности фундаментальной науки возникнет и у наших шоферов, строителей, врачей, шахтеров и бизнесменов."
Четвертая парадигма
Померанцев А.Л.
  Проблемы и методы науки
Что такое хемометрика и чем она занимается, можно объяснить по-разному. Наиболее популярное определение гласит, что хемометрика - это химическая дисциплина, применяющая математические, статистические и другие методы, для построения или отбора оптимальных методов измерения и планов эксперимента, а также для извлечения наиболее важной информации при анализе экспериментальных данных. Именно в этой малоизвестной науке мы находим первые ростки новой парадигмы.
Архитектурные микроизлишества
В отличие от архитектурных излишеств, продукты химических реакций служат вовсе не для того, чтобы человек, сидящий за электронным микроскопом, получил эстетическое удовольствие от их разглядывания. Однако как-то само собой получается, что красивая структура часто оказывается и наиболее полезной.
Стрела времени, энтропия и инерция
Никонец Н.В.
  Проблемы и методы науки
Патриарх отечественной физики Виталий Лазаревич Гинзбург в своей нобелевской речи обрисовал основные проблемы, стоящие перед физикой в двадцать первом веке. Три из них он назвал Великими: проблему обоснования квантовой механики, проблему возникновения жизни во Вселенной и проблему стрелы времени. Две первые интенсивно обсуждаются физиками, с третьей ситуация иная — непонятно даже, как к ней подступиться.
Полеты во сне и наяву
Жвирблис В.Е.
  Память
Так что же такое «Я»? Откуда оно берется и куда девается после нашей смерти?
Платоновы тела и элементарные частицы
Верховский Л.И.
Физиков можно назвать охотниками за симметриями: в некотором смысле они отличаются от остальных людей тем, что отыскивают в природе все более скрытые и все более фундаментальные типы симметрий. Это отчетливо видно в области элементарных частиц, где именно выявление симметрий служит тем орудием, которое позволяет свести все разнообразие наблюдаемых сущностей к немногим лежащим в их основе структурам. С другой стороны, в математике есть выделенные объекты, обладающие нетривиальной, удивительной симметрией. Прежде всего к ним принадлежат правильные многогранники, возможную роль которых в физике еще предстоит раскрыть.
Иммунология любви
Горюнов И.
Как биологический вид может разделиться на два в отсутствие внешних изолирующих факторов? На этот "проклятый" вопрос теории эволюции отвечает гипотеза двух российских ученых: у самых разных животных (от насекомых до рыб, по крайней мере) потенциальный половой партнер должен пройти "иммунологическое тестирование". Малейшие различия могут стать препятствием для спаривания - и генетическая изоляция возникает почти из ничего.
Мудрец из Беркли открыл лекарство от старости?
Чистяков В.А.
  Проблемы и методы науки
Помнится, еще Мечников говорил, что старость надо лечить. И вот знаменитый биохимик Б. Эймс придумал лекарство от старости. Как? Просто: посмотрел, чего, собственно, не хватает "старым" клеткам, сделал из этих веществ пилюлю - и подействовало! В Америке уже продается в аптеках.
Скользкий лед
Загайнов М.В., Яковлев Г.П.
Почему наши фигуристы всегда были "на уровне", а конькобежцы - нет? Оказывается, у нас лед... нескользкий. Но теперь это в прошлом: секрет "скользкого льда" открыт, технология внедрена и это уже сказалось на спортивных результатах.
Угрозы и блага Антарктиды
Супруненко Ю.
  Планета Земля
Айсберги, откалывающиеся от ледового щита Антарктиды, становятся все многочисленнее и крупнее (в тысячи раз больше того, что потопил "Титаник"). С одной стороны, возникает угроза нового Потопа. С другой - это практически неисчерпаемый источник чистой пресной воды.
Сочивко А.
Что может быть нежнее бабочки? И суровее гор Средней Азии? Тем не менее эти прекрасные хрупкие существа живут там.  >>
Пятна
Егорова Наталья
Солнечный орел
Волошина О.
  Кстати, о птичках
Когда говорят о "царственной" птице, имеют в виду именно этого орла - Aquila heliaca. Он же, вероятно послужил в свое время моделью для византийского (и нашего) герба. Сейчас в России их гнездится порядка тысячи пар, и это, оказывается, много - три пятых всей численности вида.