«Химия и Жизнь», Январь 2006

В номере:

Вальс со сменой партнеров
Левицкий М.М.
  Проблемы и методы науки
Уже долгое время химики-органики не получали Нобелевскую премию, и вот в 2005 году это, наконец, произошло. Ив Шовен, Роберт Граббс и Ричард Шрок получили награду за открытие и разработку реакции метатезиса - с виду простой, но открывающей огромные возможности для органического синтеза.
Читаем ДНК: в сто раз быстрее, в тысячу раз дешевле
  Проблемы и методы науки
Расшифровать геном, «прочитать» ДНК как можно точнее и быстрее (а по возможности и с минимальными финансовыми затратами) - вот что необходимо для качественного развития генетики. Насколько отвечают этим условиям новые методы быстрого чтения ДНК?
Что может повлиять на соотношение полов
Гольдфаин И.И.
Почему мальчиков рождается несколько больше, чем девочек? Какова причина того, что во время войны доля рождающихся мальчиков еще увеличивается? Очередная попытка ответить на эти вопросы - в нашей статье.
Фуллерен в фуллерене
Корнилов М.Ю.
Многие видели вырезанные китайскими умельцами из кости вложенные друг в друга шары. В современном мире на смену слоновой кости приходят фуллерены.
Новая алхимия
Болл Филипп
  Проблемы и методы науки
Алхимики мечтали превращать свинец в золото, но у них ничего не вышло. Сейчас же ученые-химики все чаще обнаруживают кластеры атомов одного химического элемента, обнаруживающие свойства совсем другого! Это не алхимия и не ядерная физика, это передний край современной химии.
Кристаллизация оксалата кальция
Рашкович Л.Н., Петрова Е.В.
  Проблемы и методы науки
Множество людей страдают от песка и камней в почках. Смогут ли химики, изучив процесс образования этих камней, в союзе с медиками помочь больным?
Конспект по основам какологии
Какосфера; название может заставить усмехнуться, однако сущность этого понятия весьма серьезна. Давно сформулировано понятие "ноосфера" - биосфера, преображенная разумом в интересах человечества как единого целого. По мнению академика Г.А.Заварзина, в ХХ веке у ноосферы появился антипод - какосфера, то есть следствие разрушительного воздействия человека на природу. Изменение климата, снижение биоразнообразия - лишь самые яркие примеры проявления какосферы.
Звездный час «блудных сынов»
Верховский Л.И.
Все чаще подвергается серьезной критике теория эволюции по Дарвину, и многие ученые задаются вопросом: «А что, если Ламарк был прав?» Недарвиновским концепциям эволюции посвящена новая книга доктора биологических наук В.И.Назарова.
Похититель снов
Жуве Мишель
  Литературные страницы
Отрывок из нового романа крупнейшего французского нейрофизиолога и сомнолога (специалиста по сну) Мишеля Жуве, в котором детективная история и научные гипотезы сплелись в замысловатый сюжет.
От Москвы до самых до окраин Вселенной
Липунов В.М.
То, что невозможно рассмотреть в звездном небе невооруженным глазом, можно увидеть на фотографиях, сделанных при помощи мощного российского робота-телескопа. Например, недавно открытую сверхновую...
Тайны чайных пакетиков
Корнилов М.Ю.
Когда вы завариваете чай в пакетике, вы в миниатюре повторяете установку для нисходящей бумажной хроматографии.
Порождения ночи
Евсюнин А.
Демоническое существо, символ мудрости, вестник смерти - как только не называли сов! Кто же они, эти удивительные, иногда забавные, иногда пугающие птицы?
Ледниковые новости
Глобальное потепление заставляет расти ледяной покров Антарктики и может привести к холодам в Западной Европе. Чем объяснить такой парадокс?
Обработка солнечного чуда
Линчевский Е.Н.
Когда смотришь на кусок янтаря, невозможно поверить, что это всего лишь окаменевшая смола ископаемых сосен. Скорее уж вслед за Эсхилом назовешь его слезами дочерей Солнца-Гелиоса, оплакивавших погибшего Фаэтона. Щедрое Балтийское море дарит нам самые разные виды этого солнечного камня: от прозрачного желтого до похожего на слоновью кость.
Почему я не ловлю парусника тоас
Каабак Л.В.
Увлеченный энтомолог, обладатель шикарной коллекции бабочек, наш постоянный автор профессор Леонид Владимирович Каабак недавно выпустил книгу, посвященную своим экспедициям в экзотические страны. Один случай из такого путешествия расскажет сам автор.
Голубые раки
Гольдреер М.
Приготовить раков - целое искусство. А уж если это голубые раки, которых у нас знают разве что по литературным произведениям...
Чужих съедят первыми
Чужеродные растения, занесенные с других территорий, представляют большую опасность для природы и сельского хозяйства. Как бороться с агрессивными вселенцами? Помогут местные травоядные.
Похоронная сказка
Володина Наталья
Утки зимней Москвы
Авилова К.В.
  Кстати, о птичках
Утки - перелетные птицы, и осенью они должны отправляться на юг. Почему же они остаются в городах?