«Химия и Жизнь», Июнь 2005

В номере:

Жизнь в мире катастроф, или Абсолютный антропоцентризм
Осипов В.И.
  Проблемы и методы науки
Жизнь на Земле задолго до появления человека успела перенести множество катастроф. Скорее всего, она справится и с вредоносным воздействием человеческой цивилизации. Вот только смогут ли выжить люди, стремительно приближающие глобальный кризис?
Волна жизни и смерти
Иванов А.
  Проблемы и методы науки
Американские физики из Калифорнийского университета в Беркли выяснили периодичность роста и уменьшения числа видов живых существ на Земле.
Пражская осень митохондрий
Какова роль митохондрий в механизме старения? Ученые доказали, что чем быстрее портится ДНК митохондрий, тем быстрее стареет живой организм.
Тайна старения
Почему мы стареем? Почему в какой-то момент организм отказывается столь же хорошо "ремонтировать" себя, как раньше? Существует две главные группы гипотез: первая связана с программой самоуничтожения, заложенной в генах; вторая - с накапливанием в организме вредных веществ, провоцирующих сбои в программе обновления организма.
Теории происхождения нефти: тезис — антитезис — синтез
Родкин М.В.
  Проблемы и методы науки
Нефть имеет органическое или неорганическое происхождение? А может быть, и то и другое?
Нефть: от девона до четвертичного периода
Королев Ю.М.
  Проблемы и методы науки
Согласно обеим основным гипотезам, нефть получается в результате преобразования твердого вещества. Однако ни та, ни другая гипотеза не объясняют, как именно образуются основные составляющие нефти. Помочь объяснить это могут рентгенографические исследования фазового состава.
Нефть с небес
Виршерт А.А.
В этой статье излагается гипотеза, согласно которой все современные углеводородные залежи (нефть, газ, уголь) были внесены в осадочную оболочку Земли кометами.
Почему Альберт Эйнштейн не изобрел лазер
Носов Ю.Р.
В глазах обывателей Эйнштейн - затворник, гений (а, значит, немного чудак) и великий физик-теоретик. Однако это во многом не так; например, Эйнштейн проявлял явную склонность к экспериментам и изобретательству. Почему же он погрузился в изучение отвлеченных вещей, таких, как природа времени и пространства, вместо того, чтобы участвовать в техническом прогрессе?
Некоторые изобретения Эйнштейна
Носов Ю.Р.
До того, как с головой уйти в теоретическую физику, Эйнштейн успел придумать несколько замечательных технических устройств. Например, магнитострикционный громкоговоритель, прибор, определяющий время экспозиции при фотосъемке, прецизионный гирокомпас и индукционную электромагнитную подвеску.
Может ли машина мыслить?....
  Проблемы и методы науки
Вопрос, вынесенный в заглавие статьи, задавал себе хоть раз, пожалуй, каждый человек, от обывателя до ученого. Кто-то уверен, что машины так и останутся всего лишь жестко запрограммированными механизмами; некоторые считают, что машины научатся мыслить, но иначе, чем человек. А кто-то просто боится "бунта машин". Перспективы развития мышления у машин - в этой статье.
Катализатор сознания
Садовский А.С.
Псилоцибиновые грибы, вызывающие наркотические галлюцинации, хорошо знакомые хиппи и завсегдатаям амстердамских кофешопов. В большинстве стран они запрещены. А могут ли они быть фактором, способствовавшим развитию разума у человека?
Муха старого леса
Данилов П.
Возможно ли в наше время открыть новый вид мух в хорошо изученных лесах Германии? Немецкий энтомолог Франк Джок сделал это, и назвал новый вид в честь своей жены Сильвии.
Амарант — хлеб, зрелище и лекарство
Железнов А.В.
  Ресурсы
Амарант — древняя культура, которая в течение восьми тысячелетий кормила великие цивилизации индейцев Южной Америки. Почему бы не воспользоваться этим замечательным, полезным и вкусным растением, чтобы накормить людей в наше время?
Прогулка по четвертой планете
Алексеев С.
Рассматривая фотографии поверхности Марса, невольно хочется поверить, что там есть и вода, и воздух; и что если не мы, то хотя бы наши внуки смогут прогуляться и увидеть эту красоту собственными глазами.
Высадка на Нептун
Веров Я.
Красный и белый Желтый Дьявол
  Юбилей
Почему "червонное золото", с добавлением меди, считалось лучшим? Какой металл пришел на смену серебру в "белом золоте"? Ответы на эти и другие вопросы о золоте вы найдете в статье. Там не рассказывается лишь о том, как получить золото из свинца...
Веселящие напитки наших предков
Сиротенко В.В.
Главный алкогольный напиток Древней Руси - мёд - сейчас уже вряд ли кто сможет приготовить как надо. Но все-таки есть рецепты, благодаря которым ваши гости смогут потом говорить: "И я там был, мёд-пиво пил".