«Химия и Жизнь», Март 2004

В номере:

Палладий
Благутина В.В.
  Элемент №...
Палладий примерно в четыре раза дешевле платины, и это делает его самым перспективным из всех его благородных собратьев. Более того, при комнатной температуре один объем палладия может "впитать" 900 объемов водорода, и водород - единственный газ, который "просачивается" сквозь палладий. Это свойство может оказаться ключевым в водородной энергетике.
Топливный перекресток
Российский автотранспорт уже со следующего года не сможет пересечь границы европейских стран, если выхлопы машин не будут соответствовать требованиям «Евро-4». А европейцы не найдут в России бензин, которым смогут заправить свой автомобиль, не повредив двигатель. Главный вопрос - куда и как мы будем двигаться с топливного перекрестка? Вот европейцы, похоже, уже определились. В соответствии с директивами Еврокомиссии, к 2020 году на природный газ должна перейти десятая часть европейских автомобилей, то есть 23 миллиона. Еще 19 миллионов будут к этому времени заправляться биогазом, а 12 миллионов - ездить на водороде.
Светлое будущее без проводов
Семенов А.
Разработчики «Intel» планируют на 2004-й и последующие годы мобилизацию компьютеров и компьютеризацию телефонов. Новые технологии избавят пользователя от проводов в офисе, на рабочем столе, дома, а также объединит персональные компьютеры, мобильные телефоны и различные бытовые приборы в единую сеть.
Технологии для края снега и льда
Малыгин А.Г.
Возможно ли обратить в достоинства недостатки природно-климатических условий в нашей холодной стране? Возможно, но для этого надо разработать технологии, базой для которых послужит наш бесплатный холод или энергия фазового перехода вода–лед.
Следующий этап в эволюции разума
Глазков В.В.
Когда-нибудь, все сегодняшние проблемы будут решены и восторжествовавший на планете Разум заполнит все доступное пространство. Что делать дальше? Предположим, что Земля стала единым разумным сообществом, социальным организмом, но возможно ли развитие, эволюция, если налицо лишь один ее субъект?
Бактерия, инфузория и слон как три варианта клеточной эволюции
История биологической наука показывает, что некоторые, подчас ключевые, до сих пор неразрешенные проблемы связаны вовсе не с методическими нюансами или отсутствием идей сугубо профессионального характера, а как это ни парадоксально, с философией. Эта статья написана на принципиальную для биологии тему - "давайте договоримся о терминах!" и заставляет нас задуматься над тем, что есть клетка. Что представляет собой живая клетка на самом деле, как она эволюционировала и вообще правомерно ли называть клетку клеткой, становится более или менее понятным только сегодня.
Недостающее звено
  Молекулы жизни
Нет ничего необходимого для жизни, чего не могла бы РНК. Так, может быть, самая главная молекула — и не ДНК вовсе?
Неподвижные хищники: грибы берут реванш
Евсюнин А.
Все мы знаем, что грибы бывают червивыми. Это доступная пища и для настоящих почвенных червей, и для личинок различных насекомых, нападающих на плодовые тела грибов (таких личинок в просторечии тоже зовут червями). Но можно ли представить себе, что бывает и наоборот: хищник и жертва меняются ролями?
Белое и черное. Изменчивость окраски березовой пяденицы: полтораста лет изучения
Прозоров А.А.
Нет нужды напоминать о том, что Homo sapiens сразу же после своего возникновения начал сильнейшим образом влиять на биосферу. В первую очередь это было истребление. Однако антропогенные сдвиги в биосфере бывали и более сложными и приводили не только к истреблению, но и к преобразованию. Примеров можно привести немало. Один из них - появление темных форм бабочки березовой пяденицы. Ни один учебник генетики не обходится без упоминания об этом насекомом как модели для исследования микроэволюционных процессов. Изменчивости окраски березовой пяденицы посвящено более сотни статей.
Via vite — улица жизни
Черников А.М.
Чечня и в середине XIX столетия была кровоточащей раной России. А в ранах, тем более кровоточащих, хирург Пирогов разбирался очень хорошо. В честь него в Москве названа улица - улица жизни. А как иначе ее назвать, если она начинается у роддома и заканчивается у морга? Николай Иванович Пирогов, великий хирург, всегда боролся за жизнь. Не свою - своих сограждан.
Разделение хроматографии
Гумеров М.Ф.
Наши читатели, вероятно, помнят статью в окрябрьском номере "Химии и жизни" за прошлый год о гемопротекторах - веществах, предотвращающих разрушение клеток крови при хирургических операциях, например в кардиологии. Эта статья - руководителя работы по защите крови Марата Фатыховича Гумерова. На сей раз речь пойдет не о решении прикладных задач, а об одной внутренней проблеме химии как науки — о классификации хроматографических процессов.
«Сэр»
Яхнин Е.Д.
«Сэр!» Так обращаются отнюдь не к любому человеку. Особенно в Советском Союзе, в те времена, когда единственно принятым и допустимым было «товарищ». Человека, о котором я расскажу, друзья и сослуживцы называли уважительно «Сэр». Речь пойдет о Николае Степановиче Рыбко, заслуженном летчике-испытателе, герое Советского Союза — об одном из тех, кто испытывал и давал добро самым совершенным военным и гражданским самолетам».
Прививка для российской биотехнологии
Литвинов М.
За последние десять–пятнадцать лет в странах с развитой экономикой отрасли производства, основанные на биотехнологиях, по скорости роста вышли на первые места. В чем же причина этого?
Сквозняк