«Химия и Жизнь», Май 2002

В номере:

Новое топливо из природного газа
Розовский А.Я.
  Технологии
Цены на нефть растут, а ее запасы рано или поздно иссякнут. Из чего человечество будет делать моторные топлива? У российских ученых уже есть ответ.
Знать и уметь — разные вещи
Швейкин Г.П.
«Создается впечатление, что в России много людей, которые знают, но очень мало тех, кто умеет».
Геном геловека: новые горизонты
Свердлов Е.Д.
Куда шагнет биология после расшифровки генома, какие новые возможности мы используем в первую очередь? На эту тему размышляет академик РАН Е.Д.Свердлов.
Гиганты генетики: неизбежность непризнания
Голубовский М.Д.
История науки ХХ-го века (века не только атома, но может быть, в первую очередь генетики) подтвердила: именно Менделю и Мак-Клинток современная генетика обязана в общем-то всем. Во всяком случае, самым главным.
Канцерогены: ничего, кроме правды
Обзор химических веществ и других факторов, канцерогенность которых для человека доказана.
Обыкновенная история гаги обыкновенной
Горяшко А.
Мы не знаем точно, когда человек открыл для себя уникальные свойства гагачьего пуха. Но именно с этого момента жизнь гаги начала подвергаться наибольшей опасности.
Праздник жизни у жерла подводного вулкана
Раменский Е.В.
  Химия жизни
Как можно существовать без солнечного света, при температуре, близкой к 400 С, под гнетом чудовищного давления, в сильнокислой среде, насыщенной токсичными тяжелыми металлами? Но и в таких условиях кто-то живет.
Вулканы через призму виноделия
Синегрибов В.А.
Недавно мне пришлось заняться фумарольными газами - смесью паров воды, некоторых агрессивных газов и солей металлов, которые выходят из вулканов. И тут же оказалось, что в специальной литературе без переводчика не разобраться: язык как иностранный. И "переводчик" ("Справочник по вулканологии") непрост: чуть ли не каждому понятию дает по нескольку объяснений. Вот тогда я стал искать модель, на которой можно было отследить интересующие меня процессы. И кажется, нашел. И захотел поделиться находкой с ближними, может, еще кому пригодится.
«Папа, загрызи физиолога!»
Горзев Б.А.
Только в России есть памятник подопытной псине — жертве науки.
Школа в наше время
Гайнер М.Л., Ашкинази Л.А.
Что происходит с нашей системой образования, как можно ее улучшить? На эти волнующие всех вопросы пытаются ответить преподаватели ФМШ МГИЭМ.
Менделеев — судебный эксперт
Русакова М.Ю.
«Из всех признаков, отличающих гениальность... два, кажется, являются наиболее показательными: это, во-первых, способность охватывать и объединять широкие области знания и, во-вторых, способность к резким скачкам мысли». Химик Л.Чугаев.
Химия в глубоком тылу
Терентьва Е.А.
О профессоре химического факультета Александре Петровиче Терентьеве и о его деятельности во время Великой Отечественной рассказывает его дочь.
Полет на бране
Можем ли мы, существа, живущие в четырехмерном пространстве-времени, почувствовать пятое измерение? По теории академика Валерия Анатольевича Рубакова, о нем можно судить по косвенным признакам.
Летящие в пустоту
Каганов Л.
Штрихи к портрету И.В.Петрянова
Засухина-Петрянова Г.Д.
  Память
Игорь Васильевич Петрянов-Соколов — выдающийся физикохимик, академик АН СССР. Но для «Химии и жизни» Игорь Васильевич был прежде всего Главным. Тридцать два года — треть века — на каждом номере нашего журнала значилось: «Главный редактор И.В.Петрянов-Соколов».
Пекарские дрожжи (Saccharomyces cerevisiae)
  Жертва науки
Об обыкновенных и в то же время удивительных дрожжах, с помощью которых поднимается и тесто, и наука.