«Химия и Жизнь», Май 2000

В номере:

Искусственные объекты наномира
Комаров С.М.
  Технологии и природа
Вероятно недалек тот день, когда инженеры спроектируют первый наноробот, химики рассчитают последовательность химических реакций, а нанотехнологи соберут его из отдельных атомов. Что ожидает его? Вот несколько примеров.
Пора экономить энергию
Примеры эффективного использования ресурсов в книге "Фактор четыре" разделены на три раздела: экономия энергии, экономия материалов, экономия на транспорте. Деление это условно, ведь понятно, что к проблеме экономии надо подходить комплексно. Из примеров действительно видно, что использование новых материалов, часто не только сохраняет ресурсы, но и сберегает энергию.
Углеводы против диабета
Максимов В.И., Родоман В.Е.
Пока изучали молекулярно-биохимический механизм развития диабета, неожиданно натолкнулись на другую разновидность болезни. У больных и поджелудочная железа в порядке, и инсулин в кровь поступает в нужном количестве, но симптомы болезни те же. Стали разбираться, а здесь в чем дело? И выяснили: молекул инсулина в крови плавает предостаточно, только причалить к своим рецепторам на поверхности клеточной мембраны они не могут. Места нет, там уже отшвартованы молекулы жиров.
Янтарное ожерелье здоровья
Акопян В.Б.
По-видимому, люди давно научились не только использовать сам янтарь, но и извлекать из него действующее начало - янтарную кислоту. В армянском справочнике 1492 года, который находится в хранилище древних рукописей в Ереване, подробно описано, как ее добыть и использовать в лечебных целях. В Европе исследование медицинских свойств янтарной кислоты началось еще в XVIII столетии.
Настоящее свинство
Афонькин С.Ю.
Наиболее радикальный метод борьбы с эпидемией сифилиса в Европе, высказал знаменитый гуманист и правозащитник Эразм Роттердамский, который предлагал сифилитиков просто сжигать заживо и публично. Нечто подобное в то же время сделал Яков IV в Англии. В 1497 году он приказал погрузить всех сифилитиков Эдинбурга на корабли и вывезти в море "для дальнейшего выздоровления". О последующей судьбе этих несчастных исторические хроники умалчивают.
Несис К.Н.
Если каракатица видит себя в обычном зеркале, она, как правило,отплывает подальше. Но если изображение в зеркале искажено поляризационным фильтром, каракатица обычно подплывает к нему поближе, так как она получает информацию о состоянии предполагаемой соседки именно через поляризованный свет!  >>
Любовь к пеларгониям, или Заметки состоявшегося цветовода
Смелова В.
Герань какого цвета выбрать? Разумеется, это дело вкуса. Что касается меня, то семь лет практики и экспериментов позволили сделать окончательный выбор - красный! Только он никогда не теряется на фоне серых стен и в любую погоду, при любом освещении заставляет прохожих поднять голову.
"Рыбацкие истории" ботаника
Соколов Д.Д.
Самое интересное, что растения только кажутся прочно прикрепленными к почве. На самом деле они могут передвигаться быстрее иных животных и в кратчайшие сроки преодолевать огромные расстояния. Такие передвижения они совершают порой и без помощи человека - в этом им помогают перелетные птицы, ветра и морские течения. Но человек заметно расширяет возможности миграций, заложенные в самих растениях, и работа натуралиста иной раз становиться похожей на работу детектива.
Ганс Гельман и рождение квантовой химии
Ковнер М.А.
  Портреты ХХ века
Первопроходцы и основатели новой науки не использовали название "квантовая химия" - впервые оно появилось в качестве заглавия фундаментального труда немецкого ученого Ганса Гельмана. Эта статья - рассказ о его выдающемся вкладе в науку и нелегкой судьбе.
Поиск темы на юбилейном вечере
Иваницкий Г.Р.
Юбиляра лучше всегда поздравлять неординарно.
Гаргульи
Белаш Александр
  Литературные страницы
К весне Гага ощенилась десятком очаровательных гаргульчиков, а мы, наконец облегченно вздохнув, смогли дать объявление в газету: "Продаются щенки демона. Первый помет в Москве. Дорого. Охранно-сторожевая порода, неописуемо злобная, криком наводит порчу. Ваш надежый защитник, нежный и ласковый друг ваших детей. Не храпит, не линяет, псиной не пахнет".

20.02.2019 14:00:00

Многие крупные звери становятся мельче при одомашнивании — посмотрите на волка и собак, на реконструкцию первобытного быка тура и современных молочных коровок. А вот коты в обществе человека выросли. По крайней мере, в Дании.

05.02.2019 15:30:00

В числе награжденных оказался и наш постоянный автор Аркадий Курамшин, ставший лауреатом в специальной номинации за «Популяризацию химии»

04.02.2019 14:00:00

...в «Physical Review Letters» готовится к публикации статья о материале, обладающем сверхпроводимостью при температуре, близкой к комнатной...

…президенты академий наук КНР и США заявили о необходимости срочно выработать международное соглашение по генному редактированию клеток зародышевой линии человека...

...результаты добровольной алкоголизации крыс, которые оценивали в различных тестах, говорят о том, что решающий фактор склонности к потреблению этанола — низкая адаптивность...

29.01.2019 16:00:00

Восемь лет назад В.И.Глазко рассказал нашему журналу про гипотезу отбора на дурака. Согласно ей, стресс ведет к тому, что среди эмбрионов выживают менее специализированные формы. В таких условиях резко снижаются качество нового поколения и, если речь идет о человеке, его умственные способности. Похоже, что исследователи из Лейденского и Лундского университетов нашли механизм такого отбора.

23.01.2019 10:00:00

Горлица — дикий голубь, довольно близкий родственник обитающих в городах голубей. Считается, что охота и исчезновение сорняков на полях Европы ведут к уменьшению численности этих птиц, и она попала в список уязвимых видов. Есть и еще одна причина: вытеснение кольчатой горлицей.