«Химия и Жизнь», Август 2000

В номере:

ГенЭтика: что заботит Европу, а что - Россию
Янковский Н.К.
  Размышления
Разрабатывая этические и правовые аспекты использования генетической информации, нужно обсуждать эти вопросы с учеными-генетиками, социологами, юристами, священнослужителями, работниками социальной сферы, представителями СМИ и, что очень важно, рядовыми гражданами, которым должна быть доступна достоверная информация о возможностях науки.
Вакцина от рака
Белоконева О.С.
В экспериментах на мышах вакцина на основе гена TAG-7 показала неплохие результаты. Особенно успешными были эксперименты по профилактике меланомы: после вакцинирования раковая опухоль не прививалась вовсе! Новая вакцина дала хороший эффект и при лечении злокачественной опухоли молочной железы: около 25% мышей удавалось вылечить полностью.
Как размножается ДНК
Полищук А.М.
Краеугольная проблема биологии: как организм регулирует удвоение (репликацию) ДНК. Действительно, поскольку она контролирует развитие организма, то ее избыток или недостаток может серьезно нарушить развитие и привести к физической или репродуктивной гибели. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы при каждом клеточном делении количество ДНК удваивалось предельно точно.
Последние мамонты Русской равнины
Мащенко Е.Н.
Крупнейшая в мире коллекция севских мамонтов, включающая почти 4000 костей, пять скелетов детенышей разного возраста и два скелета взрослых мамонтов, уникальна и неоценима при исследовании возрастных и популяционных особенностей мамонтов конца плейстоценового периода. Таким собранием не обладает ни один палеонтологический музей мира.
Лазерная стереолитография
Возможности лазерной установки огромные - за год на ней можно выращивать тысячу черепов, примерно столько, сколько требуется нашим медикам.
Энтомолог в музее
Нацкий К.В.
  Странички из дневника
Больше всего хлопот нашему музею доставила моль - она испортила сотни ковров, шерстяные вещи и обувь в отделе ткани и костюма. Фонды там измеряют тоннами, к тому же все это плотно утрамбовано в шкафах, сундуках и на полках. Помню, как обидно было видеть дырочки, проделанные личинками моли на цветной редчайшей мерлинской шали Лидии Руслановой.
Незаметные полчища
Авдонин В.
Если вы отдыхаете где-нибудь в Крыму или на Кавказе и осторожно ступаете по мягкому водорослевому ковру, выбирая лучшее место для купания, не забывайте, что под ногами у вас копошатся полчища хищных голодных клещей. Только не стоит пугаться: для человека эти клещи совершенно не опасны - мы для них слишком большая добыча.
Быль про русский окопник
Садовский А.С.
Для нас окопник - всего лишь лекарственный, отчасти съедобный многолетник с подозрением на ядовитость. Однако, химический состав окопника столь уникален, что это растение заслуживает более пристального внимания. История его сосуществования с человеком сложилась под влиянием случайных, субъективных и отчасти политических факторов.
"Я - дилетант-рецидивист!"
Булычев Кир
  Проблемы и методы любви
Любимая, прошу прощенья,
Что вызываю отвращенье.
Надену нимб, сниму рога -
И нету образа врага!
Но если даже в этом случае
Увижу - сердце не открыто,
Чем потерять тебя,
Уж лучше я
Сниму копыта.
В дыму отечества
Фащук Д.Я.
Зарисовки из жизни доктора географических наук.
Как отличить науку от псевдонауки, или Черты научного мышления
Левицкий М.М.
  Размышления
Спорить с людьми, убежденными на уровне веры, бесполезно. Убеждать можно лишь тех, чье мировоззрение только формируется, поэтому, борясь с лженаукой, надо обучать молодое поколение. Вероятно, студентам и аспирантам естественнонаучных специальностей следует изучать не только общую философию, но и проходить усиленный курс философии естествознания, построенный на истории науки, закономерностях ее развития, и критическом анализе тех удивительных открытий, которыми постоянно снабжают нас СМИ.

20.02.2019 14:00:00

Многие крупные звери становятся мельче при одомашнивании — посмотрите на волка и собак, на реконструкцию первобытного быка тура и современных молочных коровок. А вот коты в обществе человека выросли. По крайней мере, в Дании.

05.02.2019 15:30:00

В числе награжденных оказался и наш постоянный автор Аркадий Курамшин, ставший лауреатом в специальной номинации за «Популяризацию химии»

04.02.2019 14:00:00

...в «Physical Review Letters» готовится к публикации статья о материале, обладающем сверхпроводимостью при температуре, близкой к комнатной...

…президенты академий наук КНР и США заявили о необходимости срочно выработать международное соглашение по генному редактированию клеток зародышевой линии человека...

...результаты добровольной алкоголизации крыс, которые оценивали в различных тестах, говорят о том, что решающий фактор склонности к потреблению этанола — низкая адаптивность...

29.01.2019 16:00:00

Восемь лет назад В.И.Глазко рассказал нашему журналу про гипотезу отбора на дурака. Согласно ей, стресс ведет к тому, что среди эмбрионов выживают менее специализированные формы. В таких условиях резко снижаются качество нового поколения и, если речь идет о человеке, его умственные способности. Похоже, что исследователи из Лейденского и Лундского университетов нашли механизм такого отбора.

23.01.2019 10:00:00

Горлица — дикий голубь, довольно близкий родственник обитающих в городах голубей. Считается, что охота и исчезновение сорняков на полях Европы ведут к уменьшению численности этих птиц, и она попала в список уязвимых видов. Есть и еще одна причина: вытеснение кольчатой горлицей.