24.05.2016 16:58:00
За счет помола можно сэкономить корма.

Как молоть кукурузу на корм свиньям? Казалось бы, что за нежности, свинья тем и замечательна, что съест все. Однако животноводы из Иллинойсского университета во главе с Оскаром Рохасом решили внести ясность в этот вопрос.

Обычно кукурузу дробят на частицы размером 650 микрон. Исследователи же взяли и другие размеры — 865, 677, 485, и 339 мкм. В корм с крупными частицами добавляли 3,6—3,87% жиров, а в корм с мелкими — всего 2%. И что же? Никакой разницы: свиньи одинаково набирали вес, и качество мяса у них было схожим. Иначе говоря, всего-навсего за счет помола удалось сэкономить 1,5% жиров, добавляемых в корм. Различие кажется несущественным, но если корма много, то и экономия в деньгах может выйти ощутимой. А причина понятна: свинья на переваривание мелкой пищи тратит меньше энергии.

С другой стороны, есть подозрение, что мелкий корм может спровоцировать у свиней язву желудка, поэтому исследователи рекомендуют предохранять животных от излишнего стресса.

Агентство «AlphaGalileo», 21 марта 2016 года
22.05.2016 16:47:00
Создав на контактной линзе узор, подобный тому, что на крыле стрекозы, можно сделать ее бактерицидной

s20160410 zl2.jpgНе так давно исследователи из лаборатории Артура Еэ в Калифорнийском университете (Ирвин) обнаружили, что крыло цикады испещрено мельчайшими иголками. Их размер таков, что грамположительные бактерии вроде кишечной палочки, попав на крыло, погибают. Возникла идея: а нельзя ли этот эффект использовать в медицине? По сделанному из крыла цикады шаблону создали штамп, которым сформировали иголки на поверхности образца из метилметакрилата. Иголки получились отличные, не хуже, чем у насекомого. Идея была в том, чтобы придать бактерицидные свойства контактным линзам, как обычным, так и вживляемым: делают их как раз из метилметакрилата. Казалось бы, вот и успех: отпечатал узор и не надо покрывать линзы дезинфицирующим препаратом. Не тут-то было: грамположительные бактерии, клетки которых лучше защищены, в том числе золотистый стафилококк и стрептококк, от цикадных иголок нисколько не страдали.

В качестве шаблона могли бы подойти крылья стрекозы — их иголки тоньше и длиннее, однако при штамповке они обламываются. Сейчас исследователи ищут покрытие для штампа, которое улучшит его скольжение относительно готовой детали, тогда иголки сохранят свою убийственную для микробов остроту. О промежуточном успехе с крылом цикады исследователи сообщили на 251-м собрании Американского химического общества.

Агентство «NewsWise», 15 марта 2016 года

20.05.2016 16:13:00
Создан металлический материал, который сочетает жесткость и мягкость.

В фильме про Терминатора роботы поздних поколений могут превращаться в жидкость, а потом восстанавливать свою форму. Нечто подобное способен проделывать материал, придуманный инженерами из Корнелловского университета во главе с профессором Робом Шеппердом. Они сделали из кремнийорганического полимера пену с миллиметровыми пузырьками. Ее поместили в расплавленный металл — так называемый сплав Филда; он представляет собой эвтектику из висмута, индия и олова, благодаря чему плавится при низкой температуре — 62оС. Это не единственный легкоплавкий металл, изобретенный металловедами, но лишь он один не содержит вредный свинец. Металл заполнил поры силоксановой пены, и после затвердевания образец приобрел жесткость. А когда его снова нагрели выше 62оС, металл стал жидким, и материал можно было легко деформировать, подобно обычной губке. После охлаждения он восстанавливал свою форму и жесткость.

Конечно, прочность сплава Филда невелика, да и стоит материал, в котором нет свинца, зато есть индий, довольно дорого, однако для изготовления робота, который при случае становится мягким, он вполне может пригодиться.

Агентство «NewsWise», 21 марта 2016 года

18.05.2016 16:07:00
Создано покрытие, которое при низких температурах выделяет слизь и предотвращает обледенение самолета.

s20160410 zl1.jpgОбледенение самолета — опасное явление, которое может привести к катастрофе, например, вследствие заклинивания руля высоты. Обычно с ним борются, обрабатывая самолет перед полетом специальным составом. Японские химики из Национального института передовой промышленной науки и технологии во главе с доктором Оцуси Хозуми придумали, как обойтись без него, о чем и рассказали на 251-м собрании Американского химического общества.

Вообще-то скользкие покрытия известны давно — их делают из фторорганических полимеров. Однако выяснилось, что такие полимеры нехороши для здоровья, а кроме того, при разрушении перестают выполнять свою функцию. Новый же материал был подсказан наблюдениями за природой. Так, авторов работы заинтересовал следующий феномен: слизняки ползают в земле, но никогда не бывают грязными. Причина в том, что они выделяют грязеотталкивающую слизь. Примерно такую слизь удалось сделать с использованием явления синерезиса, то есть выделения жидкости из геля при уменьшении объема последнего. В системе на основе кремнийорганических веществ скользкая жидкость начинает выделяться при падении температуры ниже 0оС, а при нагреве до комнатной снова возвращается в гель. В результате получается псевдоживое покрытие, препятствующее образованию льда, причем весьма долгоживущее. Авторы считают, что представленный ими прототип породит целый новый класс самозалечивающихся динамических многофункциональных материалов. А пока они собираются применить новый материал для защиты от снега вывесок в северных префектурах Японии.

Агентство «NewsWise», 16 марта 2016 года

13.05.2016 02:23:00
Избыток вредного вещества в крови может быть и не связан с питанием.

Про то, что холестерин низкой плотности вреден, известно теперь каждому: это необходимое организму вещество внезапно образует бляшки в кровеносных сосудах. Развиваясь в течение нескольких лет, они закупоривают сосуды, что ведет к сердечным заболеваниям и прочим неприятностям. Считается, что в группе риска находятся люди полные, питающиеся жирной пищей и потребляющие много рафинированного сахара. Однако порой человеку тощему, всю жизнь предпочитавшему средиземноморскую диету с обилием овощей, зелени и морепродуктов, врачи говорят: а холестерину-то у вас многовато будет, поберечься надо бы. Почему так получается?

Оказывается, это генетически обусловленная особенность организма. Исследователи из Бостонского детского госпиталя во главе с доктором Сарой де Ферранти проанализировали данные 36 тысяч человек, принявших участие в программе анализа питания и здоровья жителей США с 1999 по 2012 год. Они обращали внимание на анализы крови, вес, расу, пол, случаи сердечных приступов и семейную историю участников программы. Как оказалось, семейная предрасположенность к высокому холестерину — отнюдь не городская легенда, она имеется у одного человека из 250 американцев. Точнее, у одного из 249 белых, одного из 211 чернокожих и одного из 414 латиноамериканцев. Данные по белым огорчили исследователей: они думали, что предрасположенность встречается в два раза реже.

«При генетической предрасположенности к высокому холестерину опасность сердечного приступа такая, как будто человек на десять лет старше своего возраста. Если в семье есть случаи ранних сердечных приступов, то таким людям надо избегать дополнительных факторов риска вроде курения, излишнего веса, сидячего образа жизни, — говорит де Ферранти. — Жаль, что у нас нет генетических данных, и хотелось бы их получить в ходе дальнейшей работы».

«Circulation». 2016; 133: 1067-1072; doi: 10.1161/ CIRCULATIONAHA.115.018791
11.05.2016 02:16:00
Создан материал, способный регулировать уровень сахара в крови. Пока что у мыши.

Для борьбы с диабетом больным делают уколы инсулина, и никакой замены этой процедуре пока не предвидится. Инсулиновые таблетки, разработанные под руководством академика Н.А.Платэ, не смогли пробиться на рынок, а попытки имплантировать производящие инсулин бета-клетки к серьезным успехам не привели из-за иммунного ответа. Но исследователи не прекращают поиски.

Биохимики из Северной Каролины во главе с Гу Чжэнем решили воспользоваться преимуществами нанотехнологий и спрятать бета-клетки от иммунной системы. Для этого они создали пластырь, покрытый множеством микроскопических иголочек. На первом этапе иголки были наполнены инсулином, и пластырь, наклеенный на кожу мыши, понижал содержание сахара в крови. Затем в иголки были спрятаны сами бета-клетки, которые поместили в капсулы из биоразлагаемого альгината, заполненные питательным раствором. Также были добавлены усилители сахарного сигнала — пузырьки, заполненные специально подготовленными химикалиями. Когда пластырь наклеивают на кожу, иголочки впиваются в нее, и вся система начинает обмениваться веществами с кровью через кожные капилляры. Узнав, что содержание сахара растет, бета-клетки начинают вырабатывать инсулин. Как оказалось, связь работает неплохо: когда на подопытную мышь налепили еще один пластырь, инсулин не стал выделяться до тех пор, пока снова в ее крови не вырос сахар. Общая продолжительность работы пластырей составила 20 часов.

Конечно это не панацея, пластырь, если он пройдет клинические испытания, придется каждый день менять. Но от поставщиков инсулина в случае успеха пациент избавляется навсегда, а делать подобный пластырь по заказу и, возможно, из собственных клеток больного смогут в небольшой, но хорошо оснащенной нанобиотехнологической лаборатории.

Агентство «NewsWise», 14 марта 2016 года

08.05.2016 02:14:00
Люди, приехавшие в Лондон из Азии и Африки, приобретают страшную болезнь гораздо чаще, чем на родине.

Рассеянный склероз связан с разрушением оболочки нервных волокон, из-за чего человек постепенно, примерно за десять лет, теряет способность двигаться. Заболевание же возникает в возрасте 15—40 лет. Пока что нет ни полного понимания причин болезни, ни эффективного лекарства. Считается, что заболевание развивается из-за сбоя иммунной системы: оболочку нервов разрушают именно ее клетки, причин же специалисты называют множество — от недостатка витамина D до ненайденной пока вирусной инфекции.

В попытке приблизиться к решению проблемы биологи из Лондонского университета во главе с доктором Клаусом Шмирером проанализировали статистику заболеваний в западном Лондоне. Казалось бы, рутинная процедура, но она выявила поразительный результат. Так, частота заболеваний у белых людей составила 180 человек на 100 тысяч жителей, что соответствует значениям по всей стране, у чернокожих — 74, а у выходцев из Азии — 29. Казалось бы, разброс можно списать на разную предрасположенность у представителей других рас, ан нет. Дело в том, что на родине приезжих рассеянный склероз почти неизвестен: в Гане 0,24 на 100 тысяч жителей, в Индии — 7, в Пакистане — 5. Даже с учетом менее совершенной системы регистрации заболевания в этих странах разница оказывается очень большой, Видимо, действует какой-то фактор внешней среды, заключают авторы исследования, который можно выявить, сравнивая статистику в разных уголках страны.

«Multiple Sclerosis Journal» 17 марта 2016 года; doi: 10.1177/1352458516638746

06.05.2016 03:31:00
Космические лучи ускоряются в центре Галактики.

Найти источник космического луча невозможно: составляющие его заряженные частицы изменяют траекторию под действием электромагнитных полей. Но если источник окружен атмосферой, например межзвездным газом, то частицы лучей будут с ней сталкиваться и порождать гамма-лучи. Они двигаются в пространстве по прямой, которую если что и искажает, то только гравитационные поля. Поэтому проследить место рождения такого гамма-кванта можно. В частности, этим занимается обсерватория H.E.S.S. в Намибии, сотрудники которой подошли к разгадке тайны петаэлектронвольтных лучей.

Тайна вот в чем: лучи с такой энергией (1015 эВ) наблюдают, но кто так ускорил частицы — неизвестно. Даже такие мощные излучатели, как остатки сверхновых, дают лучи с энергией в тысячи раз меньше — тераэлектронвольты, как ускоритель в ЦЕРНе. Однако самый мощный объект в Млечном пути — это наша черная дыра, находящаяся в созвездии Стрельца, которую астрономы называют Sgr A*. Именно в окружающем ее молекулярном облаке астрономы и нашли наконец-то гамма-лучи со спектром, характерным для лучей с энергией в петаэлектронвольты. Сейчас наша дыра неактивна и на небосклоне отсутствует как таковая, то есть в нее ничего не падает. Но размер облака, светящегося гамма- лучами, — 500 тысяч световых лет, то есть частицы могли ускоряться очень давно. Впрочем, и предположение, что дыра постоянно ускоряет пролетающие мимо нее частицы, не стоит сбрасывать со счетов.

«Nature», 2016; doi:10.1038/nature17147

02.05.2016 19:45:00
«Мои близнецы повергают меня в отчаяние. Когда я встречаюсь с ними — за обедом или завтраком — и пытаюсь им рассказать об интереснейших, увлекательнейших вещах, скажем, о выборном самоуправлении на русском Крайнем Севере в семнадцатом веке или, к примеру, что-то из истории первых медицинских школ в России (...) они попросту разбегаются по своим комнатам и включают там радио», — сетовал русский отец американизированных детей в романе Владимира Набокова.

s20160363 kz2.pngПонятно, родителям хочется, чтобы дети сохранили связь с родной культурой даже в другой стране. Но что лучше для самих детей? Выкинуть из головы поучения предков, ненужные в новых условиях? Держаться своих и не поддаваться окружающим соблазнам? Лавировать между тем и этим? Оказывается, третье («Newswise», 10 февраля 2016 года).

Для Соединенных Штатов проблема более чем актуальна: примерно 13% их населения, 40 млн человек, родились в других странах. В новом исследовании приняли участие 574 подростка мексиканского происхождения. Они ответили на вопросы, касающиеся их этнической принадлежности, языка, на котором говорят дома, самоуважения, готовности сочувствовать и помогать другим людям.

«Мы обнаружили, что подростки, которые смогли усвоить и культуру предков, и культуру окружения, умеющие прокладывать свой путь в обоих мирах, чаще обладают уверенностью, высокой самооценкой, готовностью заботиться о других, — отметил один из авторов исследования, профессор Густаво Карло (университет Миссури — Колумбия). — Однако не все подростки могут позволить себе роскошь свободного выбора между мирами. Например, кто-то хочет войти в компанию сверстников, но по тем или иным причинам не в состоянии сделать это. Тогда у него останется возможность сохранить связи со своей культурой, чтобы улучшить свое общее самочувствие». Более того, социальные действия, такие как помощь нуждающимся, в свою очередь, помогают поддерживать связь с родной культурой.

Профессор также заметил, что возможность «выбирать между мирами» молодому человеку могут обеспечить родители и педагоги. Банально, однако заострить на этом внимание не вредно.

25.04.2016 19:55:00
Эту обучающую игру придумал Деннис Медоуз, автор знаменитого доклада «Пределы роста». Игроки разделяются на команды — рыболовецкие компании, получают начальный капитал, покупают корабли, ловят рыбу, выручают прибыль... только вот запасы рыбы не бесконечны, как и в настоящем Мировом океане.

s20160362 kz1.pngИгра, основанная на математических моделях, полезна и для будущих управленцев, и для будущих биологов. Однажды я играла в нее вместе со студентами биофака, изучающими экологию. Все мы знали, что хищнический вылов опасен, что природу нужно охранять, тем не менее итогом игры стали исчезновение запасов рыбы и крах большинства предприятий. Компании, самой богатой к этому печальному моменту, преподаватель торжественно вручил банку консервированной кукурузы: «Потому что рыбы больше нет!»

Со второго захода игроки начинают понимать, что надо договариваться, вводить квоты на вылов, чтобы запасы рыбы успевали восстановиться, иначе всем будет хуже. Вопрос в том, придет ли это понимание к рыболовецким предприятиям и политикам в реальном мире.

В 2013 году политики подписали соглашение, обязывающее все страны устанавливать квоты на вылов рыбы согласно рекомендациям ученых. На декабрьской встрече министров Евросоюза в Брюсселе все выражали удовлетворение тем фактом, что запасы важных промысловых видов, таких как треска Северного моря, восстанавливаются. (Опытные игроки во «Всемирное рыболовство» не торопились бы радоваться.) С другой стороны, например, треска в проливе Каттегат между Данией и Швецией все еще находится под угрозой, а квоты на ее вылов, принятые в Брюсселе, в три раза превышают рекомендации Международного совета по исследованию моря («Nature», 2015, 528, 7583, 435, doi: 10.1038/528435a). Больше, чем советуют ученые, собираются выловить трески в Кельтском море и хека.

В последнее время казалось, что общество услышало аргументы ученых. Если в 2001 году европейское рыболовство превышало квоты, установленные Советом министров Евросоюза, на 33%, то в 2015 году — всего лишь на 7% («Marine Policy», 2016, 64, 9—15, doi:10.1016/j. marpol.2015.11.001). Европа обещала и дальше двигаться к устойчивым стратегиям вылова, но брюссельские решения заставляют в этом усомниться.

Политиков можно понять, даже если не говорить о погоне за прибылью: людям, занятым в этой отрасли пищевой промышленности, нужна работа, всем жителям Земли нужно что-то есть. Но что-то есть нужно будет и нашим внукам. Как сказал представитель Еврокомиссии по проблемам рыболовства Кармену Велья, представляя очередные квоты: «Мы не можем поставить под угрозу долгосрочную устойчивость ради сиюминутных соображений». Посмотрим...