Растение выбирает

Анофелес С.
(«ХиЖ», 2018, №1)

pic_2018_01_62.jpg

Сторонники гипотезы о том, что растения обладают личностью (см. «Химию и жизнь», 2017, 2), получили новый аргумент в поддержку своей позиции: оказалось, что их зеленые друзья способны анализировать обстановку и соответственно ей менять свое поведение. Именно так ведут себя люди и животные, выбирая одну из трех стратегий — конфронтацию, уклонение и мирное сосуществование. Для неподвижных растений конфронтация означает быстрый вертикальный рост в стремлении затенить конкурентов, уклонение — горизонтальный рост и соревнование за площадь, пусть даже затененную, а мирное сосуществование — приспособление к жизни в тени.

Казалось бы, коль скоро есть теневыносливые и светолюбивые растения, выбор предопределен генетикой. Ан нет, как показало исследование немецких биологов из Тюбингенского университета во главе с Михалом Грунтманом, одно и то же растение, проанализировав ситуацию, может выбрать стратегию, оптимальную для данных условий («Nature Communications», 21 декабря 2017 года; doi: 10.1038/s41467-017-02147-2).

О наличии конкурентов растения могут судить по химическим либо световым сигналам. В частности, по рассеянию света в красном и инфракрасном диапазонах. Именно его и воссоздавали исследователи, располагая над подопытными саженцами экраны. Саженцы получили, расклонировав лапчатку ползучую Potentilla reptans. И вот, если лапчатке казалось, что она окружена плотным ковром из низкорослых соседей, растение устремлялось ввысь, видимо надеясь обогнать конкурентов. Если ее тесно окружали высокие соседи, лапчатка не пыталась расти и выживала в тени. Когда же этот высокий ковер оказывался неплотным, лапчатка разрасталась вширь.

Таким образом, чтобы принимать решения, совершенно необязательно иметь мозг. Есть у лапчатки личность или нет, умное устройство обыкновенной полевой травы не может не внушать уважения.