Велосипед в большом городе

Сизикова Е.
(«ХиЖ», 2019, №4)

pic_2019_04_62.jpg

Художник Арвид Андрессен

Врач-пульмонолог жалуется в соцсети: среди его пациентов полно велосипедистов. Не тех, кто катается по выходным, от случая к случаю, а тех, кто каждый день ездит своим ходом на работу и уверен, что ведет здоровый образ жизни. До тех пор, пока у них не обнаружат заболевание легких, и хорошо, если не онкологическое.

Чего и следовало ожидать: воздух городских улиц не особенно чистый, а дышит велосипедист интенсивнее пешехода... Но позвольте, а что не так с городским воздухом? Разве мы не перешли на бензин без свинца и все такое прочее?

Фактор риска, который пока никуда не делся, — черный углерод. Это частицы углерода диаметром менее 2,5 мкм, взвешенные в воздухе, продукт неполного сгорания угля, дизельного топлива, биотоплива и биомассы. Черный углерод способствует глобальному потеплению — прогревает атмосферу, напрямую абсорбируя солнечную радиацию, снижает отражающую способность снега и загрязняет облака. А еще он вреден для здоровья: попадая в организм через легкие, кожу и желудочно-кишечный тракт, способствует возникновению респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний.

Пока экологи решают, как уменьшить выбросы черного углерода, специалисты по профилактической медицине придумывают, как поменьше им дышать. Ученые из Великобритании, Бразилии и Нидерландов оценили риск для велосипедистов в Лондоне, Сан-Паулу и Роттердаме в зависимости от времени суток и выбора маршрута («Journal of Transport Geography», 2019, 76, 153–165). Выяснилось, что в Лондоне и Сан-Паулу велосипедист вдохнет гораздо меньше опасных частиц, если поедет не по главным улицам, а по паркам и набережным. Для Роттердама, что интересно, разница была незначительной. Самым грязным по черному углероду оказался Сан-Паулу. На лондонских улицах с оживленным движением концентрация частиц в воздухе возрастает по вечерам — она становится вдвое выше, чем в какой-нибудь малолюдной аллее. В Роттердаме и Сан-Паулу, напротив, пик наблюдался утром.

Выводы простые: если уж ездите по городу на велосипеде, старайтесь выбирать тихие зеленые маршруты, пусть даже более длинные. А градоначальникам, которые призывают жителей «города будущего» пересаживаться на велосипеды ради здоровья, надо сначала озаботиться постройкой велодорожек. Желательно в аллеях и парках.

Разные разности

21.08.2019 18:00:00

Может ли финансовый кризис изменять течение вод в реках? Да, согласно исследованию, которое провели швейцарские специалисты из университетов Лозанны, Берна, Женевы и Цюриха

>>
05.08.2019 10:00:00

...как следует из данных, полученных межпланетным аппаратом «Кассини», кольца Сатурна намного моложе самой планеты...

…опубликованы результаты второго этапа проекта «Микробиом человека»...

...ферменты бактерий, обитающих в человеческом кишечнике, могут превратить эритроциты групп крови А в эритроциты «универсальной» крови группы 0...

>>
30.07.2019 17:30:00

Климатологи из Саскачеванского университета проанализировали данные о почти девяти тысячах дождей, собранные с 1964 по 2013 год. Вывод оказался таким: чем сильнее развивается глобальное потепление, тем чаще случаются именно катастрофические ливни.

>>
24.07.2019 15:30:00

Масштаб голодания в североамериканских учебных заведениях оценила аспирантка Флоридского университета Асиль Эль-Зайн. Проведенный ею опрос показал, что 19% студентов недоедает, а каждый четвертый постоянно с ужасом думает, где взять деньги на завтрашнюю еду.

>>
08.07.2019 16:00:00

...необходимы новые оценки значимости научных журналов, более широкие и прозрачные, чем импакт-фактор...

...деградацию полиэтиленового и полистиролового мусора в море ускоряет специализированное сообщество бактерий...

...смертность африканских слонов от браконьерства снизилась с 10% в 2011 году до менее 4% в 2017-м, вероятно, из-за запрета на торговлю слоновой костью в Китае...

>>