Перекошенный рынок

Анофелес С.
(«ХиЖ», 2018, №9)

pic_2018_09_70.jpg

Художник Домье

«Современный потребительский рынок перекошен действиями маркетологов, и они придумали очень интересные методы для обхода законов, – пишет в своей новой книге «Rents: How Marketing Causes Inequality» Геррит де Геест, профессор международного и сравнительного права в Сент-Луисском Университете Вашингтона (агентство «NewsWise», 31 августа 2018 года). – С помощью методов, которым их научили в современных школах бизнеса, они создают ложные рыночные ценности». Вот несколько примеров. Возьмем картридж для чернильного принтера. В производстве он стоит не дороже трех долларов. Однако конструкция принтера такова, что можно купить картридж только его изготовителя, а он стоит тридцать долларов. Этот явление называется «эффектом лезвия бритвы», поскольку метод придумали в компании «Жиллетт»: она первой выпустила станки для бритья, которые совместимы только с фирменными лезвиями. Удивительным образом такая, в сущности, монополизация рынка не входит в противоречие с антимонопольным законодательством. Другой пример – рынок лекарств. Если на полке рядом стоит один и тот же препарат за 3 и за 9 долларов, никто в здравом уме не купит более дрогой. Но вот на его этикетке немного изменили название, поместили изображение торговой марки крупного изготовителя. Несведущий потребитель купит дорогой продукт, предполагая, что у него более высокая надежность, хотя это может быть и не так. Казалось бы, маркетологи должны улучшать рынки, помогая каждому покупателю найти подходящий ему товар. На практике же они запутывают покупателя, делая цену совершенно непрозрачной, смешивают разные категории покупателей, настоятельно предлагая небогатому покупателю брать дорогие вещи и предотвращают торговые войны. То есть вступают в картельный сговор.

По оценкам де Гееста, такая практика начала появляться в 70-х годах, и тогда доход от маркетинговых приемов доходил до 20%. Сейчас же он превышает 35% от всего объема экономики США. Другими словами, цены на треть выше, чем могли быть на рынке с честной конкуренцией. Самое же главное в том, что этот монопольный доход идет отнюдь не рабочим. Их зарплата учтена в себестоимости продукции, а маркетинговый доход оказывается в прибыли и отправляется в карманы инвесторов, число которых чрезвычайно мало. Все это порождает серьезное имущественное неравенство в обществе.

Разные разности

06.11.2018 15:40:00

…«Science» опубликовал шесть статей, посвященных финальному этапу исследования Сатурна автоматической межпланетной станцией Кассини…

…в Японии, возможно, будет разрешено редактирование генов человеческих эмбрионов в исследовательских целях...

…британские ученые с помощью CRISPR-Cas9 ввели в геном малярийного комара Anopheles gambiae мутацию, которая делает самок бесплодными при сохранении плодовитости самцов; такая мутация может полностью уничтожить вид…

>>
31.10.2018 18:00:00

Государство придумало способ борьбы за чистоту природы – экологические штрафы. Например, в США за период 2000—2015 годы средний размер штрафа составил 204 млн долларов. Как же компания может снизить такую нагрузку? Для этого нужно увеличить число женщин в составе руководящего органа.

>>
29.10.2018 17:00:00

Современный потребительский рынок перекошен действиями маркетологов, и они придумали очень интересные методы для обхода законов. С помощью методов, которым их научили в современных школах бизнеса, они создают ложные рыночные ценности.

>>
01.10.2018 12:00:00

…разновидность северного сияния под названием STEVE на самом деле вообще не северное сияние...

…найдены прямые и окончательные доказательства присутствия поверхностного водного льда в полярных областях Луны...

…чип, содержащий живые клетки дрожжей, поможет отслеживать суточные дозы облучения у сотрудников больниц, исследовательских лабораторий и АЭС…


>>
29.09.2018 10:00:00

У блокчейн-технологии есть существенный недостаток: ее защищенность базируется на том, что процедура проверки данных в цепочках блоков требует большого расхода энергии. При своем нынешнем объеме система потребляет энергии как целая страна.

>>