Учебники: конец и начало

Л.Е. Перлов
(«ХиЖ», 2017, №11)

pic_2017_11_36-1.jpgВремена меняются, мы меняемся вместе с ними. Меняются и школьные учебники. Какими они станут, скажем, лет через двадцать, когда не только ученики, но и учителя с детства будут читать с экрана и искать информацию в Сети?

Очень это древнее слово — «учебник». Когда-то — толстые, обтянутые кожей тома. Солидные такие, с золотым тиснением и иллюстрациями-гравюрами. Еще раньше, видимо, — увесистые свитки. И далее в глубь веков — вплоть до глиняных табличек времен Хаммурапи. Собственно, любое Священное Писание тоже представляет собой учебник, поскольку учит жить правильно — с точки зрения тех, кто это писал, и того времени, когда было написано.

Независимо от времени выпуска, габаритов, материала и внешнего облика, любой учебник имел и до сих пор имеет главную функцию: он служит для передачи той или иной информации. Причем, в отличие от исторической литературы или, например, туристских путеводителей, учебник в большинстве случаев должен еще и помогать контролировать усвоение этой информации пользователем. С другой стороны, заметим, что и задачник немного учит — то есть как минимум учит решать задачи; но мы сейчас говорим об учебнике.

Добавим к этому еще несколько специфических требований. Так, с появлением массовой школы, а это XVII век, учебники должны были стать, во-первых, многотиражными и, во-вторых, относительно недорогими, поскольку потребность в них возросла по сравнению со Средневековьем многократно.

В следующие триста лет принципиальных изменений школьный учебник не претерпел. Да, разумеется, менялись материалы, оформление и содержание; обновлялись иллюстрации и даже в некоторой степени методический аппарат.

Однако сути это не меняло, равно как и роли учебника в учебном процессе в качестве основного источника предметных знаний. Учитель XXI века работает с ним в большинстве случаев ровно так же, как его коллега в школе сто — двести лет назад.

Полагаю, столь же длинную историю имеет дискуссия на тему «Каким должен быть школьный учебник». Разве что к обсуждаемым проблемам соотношения содержания, иллюстративного материала и контрольного аппарата добавились принципиально не обсуждаемые — вес и габариты учебника. Требования СанПиН 2.4.7.1166-02.2.4.7. на этот счет ограничивают сверху вес учебника: с1 по 4 класс — не более 300 г. Если же учебник предназначен для работы только в классе, то есть ребенок его таскать на себе не будет, допускается вес 500 г. Оно и правильно, конечно, — большинство взрослых такие баулы, как их дети, все-таки не каждый день таскают.

Так, может быть, пора с этим что-то принципиально делать? Например, отказаться от учебника как источника знаний вообще. Нынешние школьники, в отличие от учеников Яна Амоса Коменского, с которого, собственно, и началась массовая школа, погружены в информационное поле по самые уши, причем с самого рождения. А то и раньше — если будущая мама из ушей наушники не вынимает...

Так что спасибо Интернету, учебник наконец перестал быть основным и наиболее доступным источником информации. Ученика окружает неисчерпаемое море сведений, доступ к которому обеспечивают Всемирная сеть и ее многочисленные поисковые системы.

Итак, приступая к созданию учебника, принципиально отличного от классической модели, первым делом отказываемся от намерения отразить в нем содержание изучаемого предмета. Поскольку автор — учитель географии по профессии и еретик по отношению к классике, вместо переходящего из поколения в поколение определения «География — это...» прямо с первой страницы начинаем не учить, а спрашивать: «Что это такое — география»?

Ответа, разумеется, не даем, вместо этого ставим школьникам задачу: отыскать ответ на поставленный вопрос. И не один — минимум три, по трем различным источникам. Класс, в котором все это происходит, оборудован, конечно, персональными терминалами; выход в Интернет — через учительский компьютер. По умолчанию допускаем при этом, что компьютер не виснет, скорость достаточная, прочие технические проблемы тоже отсутствуют. Условия, пока далекие от реальности. Открываем детям доступ и засекаем время. Требуемый результат — три определения из разных источников. Обязательное условие — указывать поисковые ссылки (те, которые приведены ниже — для иллюстрации). Получаем, например, следующее:

— объединенный под названием «физическая география» комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли. Основными объектами изучения географических наук являются геосферы (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы…) [kartaslov.ru/значениеслова/география];

— свод знаний о пространственно-временных особенностях какой-либо территории, объекта, явления или процесса (география материков и океанов, география России, география тундры, география распространения птичьего гриппа, география карстовых процессов некоторой области) [ru.wikipedia.org/wiki];

— наука (точнее, система естественных и общественных наук), изучающая функционирование и эволюцию географической оболочки, взаимодействие и распределение в пространстве ее отдельных частей и компонентов [dic.academic.ru];

— по-гречески слово «география» означает «записи о Земле». Она изучает Землю и людей, которые на ней живут, отношения между людьми и Землей [allforchildren.ru].

При этом надо учесть, что есть ресурсы, уже собирающие определения, например, dic.academic.ru —и школьники могут без труда набрать там хоть десяток. Но важнее то, что в Интернете полно бреда: в частности, в русскоязычной Википедии кстати, в программных документах Википедии честно и ясно сказано, что она не отвечает за достоверность. Поэтому не один, а три как минимум источника информации, возможно, и больше. Как и ошибки в учебнике, весьма часто встречающиеся, это можно методически обыграть. Берем помойку, разгребаем, находим жемчужное зерно — на то и учитель.

Можно найденные определения сравнить и на их основе вывести что-то обобщающее. Хотелось бы, конечно, чтобы в одном из вариантов, составленных детьми, прозвучало бы, что география — это наука. Впрочем, такой результат совершенно не гарантирован. Далее, в зависимости от кругозора, квалификации и фантазии учителя, дополнительными наводящими вопросами можно подвести к основному — что объединяет многочисленные отрасли географической науки в одно ветвистое древо: геоботаника, зоогеография, геохимия, геоморфология, геофизика и прочее. Ответы типа «наука о растениях», «наука о животных» не принимаем, поскольку это не география, а совсем другие науки. Остаток урока уходит на то, чтобы подойти к ключевому определению: география наука о размещении чего-либо на поверхности Земли. А уж чего конкретно — это совсем другой вопрос.

Что из вышеприведенных двух страниц дети увидят в учебнике? Да почти ничего. Формулировку задания и, возможно, ссылки на источники. Итого вместо нескольких страниц текста получаем несколько строчек. С текстом разобрались и пришли к выводу, что в новом учебнике его практически не будет.

Далее — иллюстрации. Соотношение текстового и иллюстративного материала в учебниках за последние полтора-два десятка лет решительно изменилось в пользу последнего. Учебник быстро превращается в комикс — минимум текста, максимум картинок. Непонятно, нужно ли этому потакать или препятствовать: разумный баланс определяется в зависимости от предмета, форм работы, учебных задач, привычек и особенностей учеников и т. д. Однако картинки в учебниках бывают не по теме. В Интернете такое тоже бывает, но там можно сравнивать и выбирать, а в учебнике — «ешь, что дают». О художественных их достоинствах, не будучи искусствоведом, судить не берусь, хотя восторга на этот счет, как правило, не испытываю.

Уж чего-чего, а картинок в Сети хватает, на любую тему и на любой вкус. В популярных поисковиках Google, Yandex, Bing они выделены в специальные поисковые траектории. В нашем учебнике никаких картинок, разумеется, нет. Вместо них обозначена тема, например — «Вулканы». Далее идут рабочие вопросы. Дети получают доступ в свой универсальный банк данных, Интернет, и на эти вопросы отвечают в персональном рабочем файле, который заменяет страницу канувшей в прошлое рабочей тетради. Канувшей, между прочим, вместе с сакраментальной фразой: «Иван Иваныч, я тетрадь дома забыл», что не может не радовать. Источники информации, конечно, тоже указываются. Аналогичных картинок множество, можно, последовательно выводя на общий экран ответы, их сравнивать и всем классом решать, кому удалось найти самую удачную —в информационном и художественном смысле.


Что такое вулкан?

Вулканы — геологические образования на поверхности коры Земли или другой планеты, где магма выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы, камни (вулканические бомбы и пирокластические потоки). [ru.wikipedia.org/wiki].


Почему они так называются?

pic_2017_11_37-1.jpg

Вулкан, кующий молнии Юпитеру

commons.wikimedia.org 


Как устроен вулкан?

Находим, выбираем и размещаем в рабочем файле схему-разрез:

pic_2017_11_37-2.jpg

https://bigslide.ru/images/17/16496/960/img8.jpg


Какие бывают типы вулканов?

Находим, выбираем, размещаем, переводим с английского.

pic_2017_11_38-1.jpg

choolworkhelper.net/volcanoes-typesformation-elements/


Какова география размещения вулканов на Земле?

Формулируем поисковую задачу: «Вулканы, география размещения, карта». Результат поиска — в рабочий файл.

pic_2017_11_38-2.jpg

zibmoce.ru//img/prezentaciu_vulkanov_5_klass_zakachat_ssppso.jpg


Географические закономерности размещения вулканов – находим и размещаем картинку.

На основании анализа иллюстрации формулируется закономерность размещения: большая часть действующих вулканов сосредоточена по границам литосферных плит, особенно Тихоокеанской.

pic_2017_11_38-3.jpg

http://www.the-dialogue.com/wp-content/uploads/2017/02/ru66-kak-sviazano-dvizhenieplit-zemli-s-zhizn...


Крупнейшие (самые высокие) и самые активные действующие вулканы (номенклатура и география размещения).

Здесь потребуются две картинки: таблица и карта. Или даже три — хорошо бы еще фото самого высокого на планете действующего вулкана.

pic_2017_11_38-4.jpg

www.servis-resurs.ru/file/product/photo_big3024.jpg

pic_2017_11_38-5.jpg

http://усош.рф/test9-oge/ing9-2_files/4_mioo-5a.gif

pic_2017_11_38-6.jpg

Вулкан Килиманджаро

static.resort.ru//images/articles/14401630793020.jpg?t=1476780074

pic_2017_11_38-7.jpg

Вулкан Эйяфьятлайокудль

cdn4.tass.ru/width/744_b12f2926/tass/m2/uploads/i/20150319/3974815.jpg



Самые значительные извержения XX века; за период XVI—XIX вв. (названия вулканов, их географическое положение).

pic_2017_11_39-1.jpg

images.myshared.ru/6/588913/slide_15.jpg


Извержения вулканов в художественных произведениях.

Скорее всего, будет найдена и размещена картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи».

pic_2017_11_39-2.jpg

cdn3.img.ria.ru/images/95812/82/958128203.jpg


Возможен и иной вариант, например «Извержение Везувия» Уильяма Тернера. Или кадр из «Властелина колец» с Ородруином...

pic_2017_11_39-3.jpg

www.hudojnik-impressionist.ru/wp-content/uploads/2016/01/11ter_b.jpg


При таком подходе к преподаванию возникает принципиально важная задача — научить детей не просто «кликать», а эффективно строить поиск и квалифицированно работать с материалом. То есть отделять первичное от вторичного, поверхностное от глубокого, достоверное от халтуры, правду от вранья и приколов, находить профессиональные или добросовестные любительские сайты и отличать их от бесчисленных «бестрефератов» и помоек, куда сваливают что попало все, кому не лень. Это принципиально важная задача, которая должна решаться усилиями всех педагогов.

Важно, чтобы в процессе работы дети не забывали указывать источники информации, поисковые ссылки. Таким образом не только декларируется, но и закрепляется понятие авторского права. Разумеется, понятие об авторском праве закрепляется лишь в том случае, если оное не нарушает тот, кто разместил. Преподавателю придется объяснять, как выяснить, чей контент на самом деле — это важная и сложная задача. Кроме того, создается возможность проверки достоверности информации, углубления и расширения знаний в области изучаемого предмета. Учитель должен объяснить детям, как надо использовать ссылки для расширения знаний, показать поиск «вверх по дереву». Завершенный рабочий файл по указанной теме будет представлять собой, в сущности, главу или параграф «классического» учебника, а папка файлов — целый учебник.

Важная составляющая «классического» учебника — методический аппарат. Это отдельный и, пожалуй, самый сложный вопрос. Методика — не наука, скорее технология. Она нарабатывается в ходе педагогического процесса, зачастую методом проб и ошибок. Универсальных методик нет, одобренный и проверенный прием у разных учителей и с разными учениками может дать различный результат. Да и у одного учителя тоже, при работе с разными классами. Так что рассуждать на эту тему пока смысла нет.

Вполне возможно, что «учебник будущего» станет именно виртуальным, и маленький шажок в этом направлении уже сделан Министерство образования и науки РФ требует, чтобы бумажные учебники имели электронное приложение и сайт поддержки. Но пока не попробуем с ним работать, не появится и грамотная методика. Так называемые электронные учебники, разумеется, уже есть, ив немалом количестве. Однако это, в сущности, все те же старые добрые «классические» учебники, когда-то переплетенные в кожу, позже — переехавшие в картонные обложки и пребывающие в них до сих пор. Изменилась только форма компакт-диск вместо пудового тома. Таскать его, конечно, легче, однако с точки зрения содержания, структуры и педагогики принципиально ничего не поменялось. Серьезные изменения в этой области произойдут не скоро, слишком велика инерция мышления, а также зависимость системы образования от финансовых интересов издательств, которые обеспечивают школы учебниками. Тем временем и компакт-диски окончательно уйдут в прошлое — учебник должен лежать в сети и скачиваться на комп либо в электронную книжку или просто быть читаемым с экрана.

Ясно также, что работа с такими учебниками требует принципиально иной, гораздо более глубокой и разноплановой подготовки учителя. Думаю, учитель этот, помимо основательных знаний в области информационных технологий и своей предметной области, должен быть достаточно сведущим ив смежных областях знания. Совершенно иначе будет выглядеть учебный класс — выше упоминалось о персональных терминалах. Что важно: все технические новшества, безусловно, необходимо устанавливать не вместо, а вместе с классическим оборудованием — доской, настенными картами и прочим. Надлежащим образом подготовленный учитель всем этим сможет воспользоваться, если техника подведет, что вполне вероятно.

Само собой разумеется, вряд ли такая работа возможна в классе численностью 25—30 человек, потому что за таким классом не уследить, если значительную часть времени придется переключать внимание на монитор. Плюс к тому — технические проблемы у конкретного ученика. Решая их, неизбежно упускаешь остальных.

Однако интересно было бы дожить и посмотреть.

Разные разности
Мозг — предмет темный
В 2014 году стартовал десятилетний международный проект BRAIN. Он ставил перед собой заоблачную цель — полностью картировать мозг человека. Полного картирования пока не получилось, только отдельных фрагментов, и в 2022 году было о...
Китай обставил США
В начале XXI века США лидировали в подавляющем большинство исследований в области прорывных технологий. Однако на исходе первой четверти XXI века ситуация резко изменилась. На первое место в мире по научному вкладу в большинство передо...
Пишут, что...
…согласно новой оценке, растения по всему миру поглощают примерно на треть больше CO2, чем считалось ранее… …скорость измерения «вибрационного отпечатка» молекул с помощью рамановской спектроскопии увеличена в 100 раз…. …бедствие в виде...
Прозрачная мышь
Раствор, делающий живую кожу обратимо прозрачной, создали биоинженеры и материаловеды. Исследователи в эксперименте втирали водный раствор тартразина в пузико лабораторной мышки. И этот участок кожи через несколько минут превращался в прозрачный иллю...