Как школьники видят науку

Хатуль Л.
(«ХиЖ», 2017, №8)

pic_2017_08_33.jpg

Социологи Г.А.Николаенко и Е.В.Евсикова, решили выяснить, как санкт-петербургские школьники знают историю науки (доклад на V Всероссийском социологическом конгрессе, Екатеринбург, 2016). Сказано — сделано: в 2016 году опросили 350 учащихся 7—11 классов, 55% мальчиков, остальные — девочки. В 7, 8, 9, 10, 11 классах учится соответственно 13, 29, 28, 17, 13%. Ниже мы приводим вопросы исследователей и ответы молодого поколения.

Какое из открытий или изобретений является наиболее важным для человечества? Это был открытый вопрос, то есть варианты ответа не предлагались. Наибольшее количество упоминаний получили электричество (22%) и Интернет (13%). Далее — колесо, автомобиль и радио по 4%. Космос (все ответы, связанные с космической сферой) и телефон — по 3%. Были единичные упоминания разных технологий и объектов (бозон Хиггса, карта мира, микроскоп, огонь, компьютер, письменность, селекция), а 20% вообще не могли ответить на поставленный вопрос.

Далее каждому респонденту предлагалось назвать наиболее важные отечественные открытия или изобретения и расположить их по степени значимости (1 — наименьшая значимость, 5 — наибольшая). Вот что с наибольшими средними рейтингами назвали школьники:


радио — 4,4;

водородная бомба — 4,4;

таблица Менделеева — 4,3;

спутник — 4,3;

телевизор — 3,9;

телефон — 3,8.


Мы видим, что анекдот (точнее, группа анекдотов) «Россия — родина слонов» актуален по-прежнему. Но конкретно нашему журналу приятно, что Менделеев не забыт.

Аналогичный вопрос был задан про зарубежные открытия, и вот ответ:


электричество — 4,6;

Интернет — 4,4;

телефон — 4,1;

автомобиль — 3,8.


Авторы исследования сдержанно (как и подобает социологам) заметили, что при анализе менее популярных вариантов ответов можно обнаружить пункты, с трудом поддающиеся объяснению. Так, например, Д.И.Менделеева многие отнесли к зарубежным исследователям (даже в том случае, когда таблица Менделеева отнесена к числу отечественных изобретений), а Эйнштейн и Пифагор причислялись к отечественным. Греция, конечно, входила в Российскую империю, кто б сомневался, но что у детей с элементарной логикой? За что Дмитрия Ивановича разлучили с его таблицей?!

Затем каждому респонденту предлагалось назвать имена наиболее выдающихся отечественных ученых:


Д.И.Менделеева указали 59,7%;

М.В.Ломоносова — 32,6%;

И.П.Павлова — 31,4%;

А.С.Попова — 30,2%;

И.И.Мечникова — 4,1%.


Аналогичный вопрос про зарубежных ученых дал следующие результаты:


Ньютон — 36,4%;

Эйнштейн — 35,9%;

Тесла — 30,6%;

Хокинг — 7%.


Влияние бульварной литературы видно без лупы, непонимание разницы между ученым и изобретателем — тоже. Хотя довольно коварно было спрашивать сначала про открытия и изобретения, а потом про чистую науку. Наверное, стоило эти две темы разделить четче.

Последним шел трудный вопрос: «Какое направление научных исследований, с вашей точки зрения, является наиболее перспективным на данный момент?» (Этот вопрос также был открытым.)

Что такое перспективный, непонятно, и тем более непонятно, что под этим понимают школьники. В ответах лидирует космос, то есть объединение всех ответов, так или иначе связанных с космической тематикой, их дали 17,3% респондентов; далее медицина — 16,9%, физика — 9% и биология — 7%. Многие школьники не ответили на этот вопрос, как и на вопрос о наиболее значимом изобретении для человечества. Авторы считают, что это произошло «из-за того, что школьники никогда не рефлексировали на тему места науки в современном обществе». Но это могло произойти также из-за слишком расплывчатой формулировки, из-за непонятного респондентам смысла вопроса — современная школа с ее ЕГЭ учит понимать и отвечать сугубо конкретно.

Разные разности

12.09.2018 18:00:00

Сотрудники геологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова провели исследования арктического кратера на полуострове Ямал, выяснили причину его образования и открыли новое геологическое явление, ранее известное только для ледяных планет и планетоидов.

>>
07.09.2018 10:00:00

Сотрудник кафедры зоологии позвоночных МГУ имени М.В. Ломоносова в ходе международной экспедиции нашёл и описал новый вид тонконогих чесночниц. Вид назвали Leptobrachium tenasserimense.

>>
04.09.2018 10:00:00

...возможно, на Марсе есть подледное озеро жидкой воды шириной 20 км...


...редактирование геномов с помощью CRISPR-Cas9 может вызывать обширные делеции и геномные перестройки, затрагивающие многие тысячи нуклеотидов и потенциально патогенные...


...гугл-очки с функцией распознавания эмоций по выражению лица снижают проявления аутизма у детей...


>>
31.08.2018 10:00:00

Однозначно ответить на вопрос, какая сила позволяет паукам летать на своей расправленной паутине, никто не может почти двести лет. Похоже на электрическое явление, но никто пока что не собрался изучить связь паука с электричеством. Этот промах исправили Эрика Морли и Дэниэл Роберт из Бристольского университета.

>>
29.08.2018 13:00:00

Ответ на вопрос, заданный в заголовке, искали орнитологи во главе с Мартином Найфеллером из Базельского университета. Правда, не для всех птиц, а для тех, что уничтожают вредителей садов и огородов.

>>