Технологии и материалы

(«ХиЖ» 2014, №11)
Нобелевскую премию по физике 2014 года поделили между собой две группы японских ученых: Исаму Акасаки и его ученик Имано Хироси из Нагойского университета, а также Сюдзи Накамура,  профессор Калифорнийского университета в Санта-Барбаре. Их достижение — создание надежно работающих синих светодиодов, с помощью которых можно получить белый свет и обеспечить революцию в освещении.  >>
Биоразложение на природе
(«ХиЖ» 2014, №9)
При всех разговорах о том, как это прекрасно — биоразложение пластиковых пакетиков и прочего мусора, который загрязняет окружающую среду по вине безалаберных туристов, безответственных любителей пикников и просто ленивых людей, неспособных донести отходы своей жизнедеятельности по назначению и выбрасывающих их на обочину дороги, - хочется самому убедиться: насколько эффективна эта мера?
(«ХиЖ» 2014, №9)
Сегодня из упаковки супа не сваришь — она изготовлена из несъедобных полипропилена, полиэтилена или полиэтилентерефталата. Однако в недалеком будущем нечто подобное может оказаться реальным благодаря работе химиков, которые занимаются съедобными пленками и упаковками.  >>
Как собрать искусственный лист
Барановская В.
(«ХиЖ» 2014, №9)
Исследователи Объединенного центра искусственного фотосинтеза (JCAP), созданного в Калифорнии в 2010 году, сделали очередной шаг к созданию «искусственного листа» («Nature», 2014, 510, 22—24, doi: 10.1038/510022a). Они надеются создать работающий прототип до конца 2015 года.
На старые дрожжи
Данилов П.
(«ХиЖ» 2014, №8)
Изучая геномы домашних животных и растений, можно выявить диких предков и соответственно узнать, где могли жить люди, приручившие этого предка, — то есть получить информацию о переселении народов либо о культурных связях между ними. То же относится и к «домашним» микроорганизмам. Казалось бы, рутинная работа по поиску диких предков пивных дрожжей привела португальских исследователей во главе с Жозе Паулу Сампайо из Нового Лиссабонского университета к неожиданному взгляду на события полутысячелетней давности.
Отчего пиво пенное?
(«ХиЖ» 2014, №8)

«Настоящий любитель нарисует на пене, что стоит над свеженалитой кружкой, лицо, и, если пиво хорошее, оно не исчезнет, даже когда кружка опустеет», — так рассказывает студентам на спецкурсе по пивному производству Карл Зиберт из Корнелловского университета, в прошлом сотрудник пивоваренной компании в Детройте. Что интересно, на курс записывается очень много студентов, обучающихся ресторанному и туристскому бизнесу, однако не все остаются, когда выясняется, что это вовсе не дегустация пива, а много химии и биологии на довольно высоком уровне. Недавно Карл Зиберт вплотную подошел к решению вопроса о том, что именно обеспечивает стойкую пивную пену.

Константы и реактор в Окло
Вакулка А.А.
(«ХиЖ» 2014, №8)

Мысль о том, что многие достижения человеческого гения — это подражание природным явлениям, которые вызывают у пытливого ума желание понять их и воспроизвести, не нова. Однако предположить, что даже у атомного реактора есть природный аналог, трудно. Тем не менее некое его подобие было на Земле, и вполне возможно, что древние реакторы имелись на других планетах.

(«ХиЖ» 2014, №8)
За двадцать с лишним лет, прошедшие после первой иракской кампании США, накопилось немало статистики о влиянии обедненного урана на здоровье, которую заинтересованные стороны толкуют каждая в свою пользу. Причиной дискуссии стал таинственный синдром войны в Персидском заливе, который массово убивает ветеранов этой войны  >>
(«ХиЖ» 2014, №8)

Урана на Земле не так уж мало — по распространенности он на 38-м месте. А больше всего этого элемента в осадочных породах — углистых сланцах и фосфоритах: до 8∙10-3 и 2,5 10-2% соответственно. Всего в земной коре содержится 1014 тонн урана, но главная проблема в том, что он весьма рассеян и не образует мощных месторождений. Промышленное значение имеют примерно 15 минералов урана. Это урановая смолка — ее основой служит оксид четырехвалентного урана, урановая слюдка — различные силикаты, фосфаты и более сложные соединения с ванадием или титаном на основе шестивалентного урана.

(«ХиЖ» 2014, №7)

Бериллий - это четвертый элемент таблицы Менделеева, обладающий чрезвычайно странными свойствами Если подавляющее большинство элементов — продукты горения вещества в недрах звезд, то бериллий, а также литий и бор большей частью образованы космическими лучами из межзвездных облаков.

OAO «Композит» имеет специализированную научно-производственную базу по работе с бериллиевыми материалами.