Истории из жизни

Виноградов Г.М.
(«ХиЖ» 2017, №4)
prev_2017_04_50.jpg«Байки — специфический жанр рассказов о всяких забавных случаях, от чисто уже мифических до вполне реальных, далеко не всегда достоверных, иногда с нарочными неточностями, хотя обычно они растут из какого-то подлинного зернышка, — предуведомляет автор. — По примеру В.В.Конецкого, прошу набрать крупно и жирно: “ОНЫЕ БАЙКИ ЕСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЕ БЕЛЛЕТРИСТИЧЕСКОЕ”».
- Примечание автора.
Тоби Сидни
(«ХиЖ» 2017, №4)
prev_2017_04_47.jpgВ нашем журнале не раз поднималась животрепещущая тема выбивания денег на научные исследования. Необходимость просить, порой униженно, соответствовать требованиям, порой весьма странным, — все это не миновало и крупнейших ученых. Исследование данной проблемы в историческом ракурсе предпринял Сидни Тоби, профессор химического факультета университета штата Нью-Джерси, США. Ему удалось обнаружить ранее неизвестные архивные документы, которые он опубликовал в апрельском номере «Journal of Chemical Education» за 2004 год.
(«ХиЖ» 2017, №4)
logo.jpg"... в самом конце 1980-х, когда у нас появились свои шесть соток, железный вагончик для жилья и купленные у коллеги кусты черной смородины. И уже в начале 1990-х они начали плодоносить. Да так хорошо, что встал вопрос о сохранении урожая на зиму. На варенье уходило много сахара (он был дорог), а «пятиминутка» занимала много места в холодильнике. Требовался иной способ подавления роста микроорганизмов, не связанный ни с высокими концентрациями сахарозы, ни с низкими температурами. Но я уже был химиком со стажем, поэтому быстро выяснил (с помощью энциклопедии и реферативного журнала «Химия» — Интернета тогда не было), что лучший консервант — сорбиновая кислота С6Н8О2 и ее соли, в основном калиевая..."
- Автор статьи вспоминает о попытках найти подходящий консервант для домашних заготовок.
(«ХиЖ» 2017, №3)

prev_2017_03_23.jpgКак бы ни развивалась в будущем химия р-элементов, классическая органическая химия всегда будет увлекательной. Даже когда ты «просто» воспроизводишь чужой опубликованный результат. Воспоминаниями о своей студенческой работе делится постоянный автор «Химии и жизни».

Михайлов К.Г.
(«ХиЖ» 2015, №9)

Итак, морская биологическая станция «Восток» — подразделение Института биологии моря им. А.В.Жирмунского Дальневосточного отделения Российской академии наук во Владивостоке (сокращенно ИБМ) — основана в 1970 году. Станция расположена на берегу живописного залива Восток, в системе залива Петра Великого, в окрестностях поселка Авангард, примерно в 15 км от Находки (если по автодороге, то в 40 км). Мои коллеги говорят, что по общему виду биостанция похожа на аналогичные станции в Скандинавии, например норвежский Флёдевиген.

Грибы с разных сторон
Гольдреер М.
(«ХиЖ» 2015, №9)
Тихой охотой назвал сбор грибов в лесах и полях славянофил и натуралист XIX века, писатель С.Т.Аксаков. В те времена великий русский лес господствовал на всей территории Российской империи, и его дары для множества людей были важнее, чем продукты сельского хозяйства.
(«ХиЖ» 2015, №8)
Этот год для «Химии и жизни» особый. Пятьдесят лет назад, в апреле 1965 года, вышел первый номер нашего журнала. Он появился на волне химизации, когда в СССР было принято решение строить Большую химию. Главным идеологом и организатором этого строительства стал Леонид Аркадьевич Костандов, которому в этом году исполнилось бы сто лет. Вот такой двойной юбилей, и каждый нам очень дорог.  >>
И это была весна...
Паравян Н.А.
(«ХиЖ» 2015, №4)
Весенние наблюдения за птицами и растениями обещают много интересного.
(«ХиЖ» 2015, №1)
Обычно содержимое унитаза попадает в городскую канализацию и далее следует на переработку к так называемым полям орошения, проходя по дороге биологическую и химическую очистку. А если есть подозрения, что система работает как-то не так, что содержимое унитаза сразу же оказывается в окружающей среде? Тогда нужно привлекать к ответственности городские службы. Но как доказать, что неприятный запах от реки вызван именно содержимым унитаза? Для этого нужно поставить эксперимент по изучению копротранспорта (напомним, что по-гречески kopros — навоз или кал).
(«ХиЖ» 2014, №8)

Прошлый 50-летний юбилей ЦЕРНа был отмечен, помимо прочего, выпуском необычной колоды из 54 игральных карт (включая два джокера). На каждой карте — фотография или рисунок и текст, рассказывающий о физике и об истории и деятельности ЦЕРНа. Тексты достаточно простые; они рассчитаны на читателя, имеющего знания в объеме средней школы и читающего научно-популярную литературу. Что же можно узнать, читая свои карты, пока противник размышляет, не зайти ли с бубей?