Животные и растения

Анина Н.
(«ХиЖ» 2017, №7)
prev_2017_07_32.jpgБольшой мозг дает большие преимущества. Его обладателям легче освоить новые места обитания и пищевые ресурсы, защититься от хищников и справиться с другими неожиданностями, которые преподносит жизнь. Однако крупный (относительно размеров тела) мозг есть не у всех животных, и ученые давно интересуются, какие условия способствуют его формированию.

Фридман В.С.
(«ХиЖ» 2017, №7)
prev_2017_07_26.jpgЗимой большие пестрые дятлы образуют плотные поселения, активно конкурируя за участки в их центре, — хотя, казалось бы, шишек с питательными семенами достаточно и за пределами поселения, лес там ничем не хуже. А если и немного хуже, разницу должна окупить экономия ресурсов, которые не придется тратить на выяснение отношений с агрессивными соседями. И все-таки дятлы теснятся. Почему?

Ястребова С.
(«ХиЖ» 2017, №7)
prev_2017_07_24.jpgНа сей раз речь пойдет о необычном животном. В отличие от всех предыдущих героев рубрики, дома и в подсобных хозяйствах его не держат. В России и близлежащих странах существо это в принципе встретишь нечасто, разве что в зоопарке. Это девятипоясный броненосец — одно из немногих животных, помимо человека, болеющее проказой.

(«ХиЖ» 2017, №6)
prev_2017_06_52.jpgСреди экзотических плодов, призванных разнообразить наш привычный рацион, набирает популярность кивано — рогатый огурец.

(«ХиЖ» 2017, №6)
prev_2017_06_logo.jpgКогда животные, состоящие в весьма отдаленном родстве, вынуждены приспосабливаться к одинаковым условиям, они приобретают сходство. Такое независимое схождение признаков называется конвергенцией, ее еще Чарльз Дарвин описал, и учебники изобилуют примерами. У птиц и летучих мышей вырастают крылья, у летучих мышей и дельфинов развивается эхолокация, дельфины внешне напоминают крупных рыб. Но если результаты конвергенции всем заметны, то ее молекулярные механизмы пока остаются в тени. Возможность их исследовать появилась относительно недавно.
Нестеренко О.Н.
(«ХиЖ» 2017, №6)
prev_2017_06_26.jpg Нам кажется, что животные видят мир примерно так же, как мы. На самом деле их восприятие сильно отличается от человеческого. Даже у птиц — теплокровных наземных позвоночных животных, как и мы, — органы чувств работают иначе, нежели у человека. Важную роль в жизни птиц играет зрение. Тому, кто умеет летать, необходимо ориентироваться в полете, вовремя замечать пищу, зачастую на большом расстоянии, или хищника (который, возможно, тоже умеет летать и приближается стремительно). Так чем же зрение птиц отличается от человеческого?  >>
Ястребова С.
(«ХиЖ» 2017, №6)
prev_2017_06_24.jpgКурица — это не только вкусное мясо или материал для нелестных сравнений вроде «куриные мозги». За последние два века куры принесли наукам о жизни немало новой информации. Именно благодаря этим современным родичам динозавров человек узнал многое о ранних стадиях развития эмбрионов, открыл вызывающие рак вирусы, а также нашел эффективный способ получения ряда вакцин.

(«ХиЖ» 2017, №5)
prev_2017_05_54.jpgВ середине прошлого века люди задумались о том, что им необходим дополнительный источник белка. И на Земле он не помешает, и в космосе пригодится. Несколько десятилетий назад началось промышленное культивирование синезеленых водорослей.

Анина Н.
(«ХиЖ» 2017, №5)
prev_2017_05_42.jpgСтолкновение птиц с воздушным и наземным транспортом — серьезная проблема. Специалисты в этой области склонны считать, что птицы не воспринимают машины как источник опасности. И в самом деле, автомобиль не кошка, которая подкрадывается, чтобы схватить и съесть; погоня на машине за голубем — большая редкость. С другой стороны, птицы, выросшие в городе или рядом с оживленными магистралями, могли бы научиться избегать автомобилей. Некоторые исследователи полагают, что они действительно учатся.
(«ХиЖ» 2017, №4)
prev_2017_04_54.jpgСреди экзотических для нас продуктов самый известный, пожалуй, это киноа. Он продается в магазинах (в России стоит очень дорого), его выращивают в 95 странах, совсем недавно ученые расшифровали его геном. В Европе с 1993 года действует проект «Киноа: многоцелевая культура для европейского сообщества», а ООН объявила 2013 год годом киноа.