Животные и растения

prev_2018_02_36.jpg

Собака — друг человека. Этого почетного звания из множества домашних животных удостоилась она одна. А все потому, что собаки подолгу смотрят в глаза хозяину, ожидая доброго слова, указаний и помощи в трудных ситуациях. Это уникальное качество, другим псовым не свойственное. Так что домашний пес в этом отношении — уникум!

prev_2018_02_34.jpg

Каких только грызунов не используют в лабораторных исследованиях! Хомячки, например, помогают изучать инфекционные болезни, перспективы пересадки органов, механизмы агрессии и многое другое.

prev_2018_02_30.jpg

Эмоции оказывают огромное влияние на нашу жизнь, эмоциональные расстройства — тем более. Они сложны, изучать их непросто, и для этой цели полезно иметь модельный объект. Беспозвоночные с их небольшой и несложной нервной системой уже сослужили нейробиологам хорошую службу, может быть, и тут они пригодятся. Но прежде нужно разобраться, есть у них эмоции или нет.

prev_2018_01_44.jpg

Для большинства людей символ Арктики — белый медведь. Его нередко фотографируют на фоне стада моржей. Большие скопления толстых, вальяжных животных рождают иллюзию благополучия, между тем деятельность человека и таяние арктических льдов делает их будущее проблематичным. Ученые всех арктических стран беспокоятся о судьбе моржей.

prev_2018_01_41.jpg

Домашние овцы, сами того не желая, оказались первопроходцами в нескольких областях науки и техники. Это они первыми из зверей поднялись в воздух на летательном аппарате. Именно их кровь первой попытались перелить человеку. Даже полноценную искусственную утробу впервые создали для ягнят! Про овечку Долли можно не добавлять.

prev_2018_01_22.jpg

Трое названных в заголовке, а также чайки, мидии, лишайники, пчелы... Что общего может быть у таких разных существ? Все они — живые индикаторы, предупреждающие человека об опасности.

prev_2017_12_32.jpg

Лошадей одомашнили одними из первых более пяти тысяч лет назад. С тех пор они принесли немало пользы цивилизации: служили и транспортным средством, и источником пищи, и способом развлечься (вспомним о скачках и конкуре). Затем автомобиль пришел на смену лошади, и содержать этих животных стало дороговато. Однако они все еще бывают нужны медицине. Впрочем, в этой статье речь пойдет не об улучшении психологического состояния аутистов при общении с лошадьми, а скорее, о физиологии и биохимии.

prev_2017_12_30.jpg

Для чего нужен сон? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо выяснить, когда сон возник, как эволюционировал и какие преимущества создает. Потому так важно сравнительное изучение сна у разных групп животных, особенно таких древних, как медузы.

prev_2017_12_26.jpg

Нелегка жизнь растений в окружении травоядных, особенно крупных млекопитающих. А если они еще стадами ходят... впрочем, спасение есть. растения располагают разнообразными методами химической защиты: токсинами, веществами, замедляющими пищеварение или просто отвратительными на вкус. А еще у растений есть колючки. Именно о них специалисты, исследующие механические средства защиты растений, думают в первую очередь, и лишь недавно они сообразили, что сама структура кроны куста или дерева тоже может защитить.

Григорий Панченко
(«ХиЖ» 2017, №11)
prev_2017_11_52.jpg

Во время работы на Кавказе нам не раз приходилось слышать о наблюдениях местными жителями огромных змей. Как правило, размеры их определялись по косвенным признакам: «от обочины до обочины», «в обхвате — как нога выше колена у крупного мужчины»; «голова размером как у ягненка; как у средней собаки; как у новорожденного теленка» и т.д. Так или иначе, если эти описания хоть в какой-то степени верны, ни с одним известным видом такую змею соотнести нельзя.