Науки о космосе

В поисках другой жизни
Резник Н.Л.
(«ХиЖ» 2011, №4)
Открытия, сделанные в последние годы, позволяют думать, что жизнь во вселенной более вероятна, чем думали еще 15 лет назад. Поэтому сейчас поиски следов внеземной жизни активизировались.
Бурная жизнь солнца
Гурьянов А.А.
(«ХиЖ» 2011, №2)
Солнце интересовало астрономов с древних времен. Но наши сведения о строении Солнца так же неполны и недостаточны, как и о Земле. В тело нашей планеты исследователи смогли углубиться всего на десяток километров (а это около тысячной доли ее диаметра). С Солнцем ситуация еще хуже. Прямыми оптическими методами можно изучать только первые сотни километров его глубины (стотысячные доли диаметра). Несмотря на это, сегодня исследования Солнца переживают подъем во всем мире - никогда прежде они не были столь интенсивными и многосторонними.
Антивещество
(«ХиЖ» 2011, №1)
Недавно группе ученых удалось получить холодные атомы антиводорода и сохранить их в течение 130 миллисекунд. До сих пор атомы антиводорода жили гораздо меньше. Когда ученым удастся наладить процесс и накопить большое количество антиводорода, то они смогут экспериментально изучить некоторые фундаментальные свойства нашей вселенной.
Гурьянов А.А.
(«ХиЖ» 2010, №12)
Приоритетными направлениями исследований по астрономии и астрофизике в США с 2012 года будут "космический рассвет" — поиск первых звезд, галактик и черных дыр, новые миры — поиск близких к нам обитаемых планет и "физика Вселенной" — изучение фундаментальных принципов устройства и эволюции нашего мира.
Современная история сотворения мира
Виленкин А.
(«ХиЖ» 2010, №6)
Что было до Большого взрыва? Что происходило после него? И есть ли за пределами нашего мира иные миры, возможно, похожие на наш и существующие параллельно? Ответы на эти вопросы дает Алекс Виленкин, профессор университета Тафтса (США), в своей блестящей научно-популярной книге «Мир многих миров».
Откуда дровишки
Язев С.А.
(«ХиЖ» 2010, №3)
О том, откуда берется энергия Солнца (и других звезд), высказывались в разное время самые фантастические гипотезы: например, аннигиляция вещества и антивещества и даже потоки времени, трансформирующиеся в электромагнитное излучение. Теперь считается доказанным, что источник энергии — термоядерный синтез. Но многие детали того, что происходит в недрах Солнца, все еще остаются предметом более или менее обоснованных гипотез. Некоторые из них можно проверить в условиях Земли (нет, речь в данном случае не о водородной бомбе!)
Черная дыра в коллайдере
(«ХиЖ» 2010, №1)
Сможет ли в адронном коллайдере, где будут сталкиваться частицы, разогнанные до огромных скоростей, возникнуть черная дыра? Кто-то из ученых оборонил фразу, пресса подхватила... Вот в такие моменты широкая публика с изумлением узнает, что для ученых всегда было очевидно: вообще-то мы не знаем, как устроен мир. Мы не знаем, сколькими измерениями правильнее его описывать (привычных четырех уже недостаточно). И, кстати, черные дыры - это пока теория. Неопровержимых доказательств их существования нет. Остается надеяться, что, если космические лучи (где частицы тоже разогнаны до субсветовых скоростей) до сих пор не уничтожили нашу планету, то и сейчас ничего страшного не будет. Ну а вдруг все-таки рванет? Так рождаются мифы нашего времени.
Быков О.П.