Науки о космосе

Полет к комете
Анофелес С.
(«ХиЖ» 2014, №12)

Межпланетная станция «Розетта» отправилась в полет к комете Чурюмова — Герасименко с космодрома Куру во Французской Гвиане 2 марта 2004 года на ракетоносителе «Ариан-5». Целью экспедиции было выйти на орбиту вокруг кометы, посадить на нее спускаемый аппарат, провести прямые исследования кометного вещества и ее строения, а также проследить за изменениями, которые претерпевает это небесное тело во время полета вблизи Солнца.

(«ХиЖ» 2014, №9)
История прорыва
(«ХиЖ» 2014, №6)
Книга существенно отличается от большей части издаваемого с этикеткой «научпоп». Например, утверждением: «Приступая к книге, автор решил не обманывать себя: написать о данном предмете так, чтобы все всё поняли, невозможно, тем более, что и сам он понимает не всё».
Соколов Д.Д., Степанов Р.А., Фрик П.Г.
(«ХиЖ» 2014, №6)
Астрономы установили, что очень многие небесные тела, например Солнце или наша галактика — Млечный Путь, являются гигантскими магнитами, причем размеры магнитного поля сравнимы с размерами самого небесного тела. Вещество, из которого состоит Солнце — солнечная плазма, — очень горячее, а межзвездный газ в Млечном Пути очень разреженный. Поэтому магнитное поле в них связано не с упорядочиванием спинов, как в ферромагнетиках, а с процессами, принадлежащими к области классической физики.
Месторождения с небес
Биршерт А.А.
(«ХиЖ» 2014, №4)

Одна из загадок Земли — образование месторождений тяжелых металлов. Вещество молодой планеты расплавлено, и в нем происходит стратификация — тяжелые элементы собираются в центре, а легкие всплывают наверх. Поэтому, скажем, месторождений железа, меди, никеля вблизи поверхности планеты ожидать вроде бы не следует: все исходное железо, медь, никель, уран и многие другие должны лежать в ядре в виде чистых элементов или в нижних слоях мантии, если речь идет о соединениях — оксидах, сульфидах и так далее, а выше расположены оксиды более легких элементов вроде кремния, алюминия, кальция. Однако месторождения тяжелых металлов вблизи поверхности есть, более того, они хаотично размещены внутри осадочной породы.

(«ХиЖ» 2014, №4)

Наша Земля очень сухая: доля воды на ее поверхности составляет лишь 0,023% от массы планеты. А у внешних планет, лежащих за поясом астероидов, она доходит до 40%. Более того, судя по составу Солнца, в протопланетном диске вода была столь же распространенным веществом, как силикаты, слагающие каменистые планеты. Почему же на внутренних планетах Солнечной системы так сухо? Поиски ответа на этот вопрос ведут в начало времен, когда не было еще ни планет, ни самого Солнца.

Фейгин О.О.
(«ХиЖ» 2014, №4)

В марте 2014 года астрофизики, возможно, обнаружили давно разыскиваемый след физического явления, которое более столетия ускользало от них, причем порой буквально из-под носа. Речь идет о гравитационных волнах, точнее, реликтовых волнах, оставшихся от начала Вселенной. Отпечаток едва различим, сам он находится на другом отпечатке — реликтовом излучении, запечатлевшем детали Большого взрыва.

Ильин А.М.
(«ХиЖ» 2013, №7)

Американская общественная организация Mars Society (Марсианское общество) активно готовится к освоению Марса. Один из проектов общества — пустынная исследовательская станция MDRS (Mars Desert Research Station). База расположена в штате Юта, в гористой пустыне, напоминающей безжизненные марсианские ландшафты. Смены на MDRS обычно длятся две недели, а гостями станции становятся исследователи со всего мира. С 2002 года в миссиях на MDRS приняли участие более 100 экипажей. В экипаж MDRS Crew-129 Team Russia вошли командир Николай Дзись-Войнаровский, заместитель командира Александр Хохлов, врач-биолог Марианна Иванова, бортинженер Илья Чех, геолог Петр Романов. Мне посчастливилось попасть в состав российской команды на должность журналиста.

(«ХиЖ» 2013, №7)
Семнадцать лет — с 1996 года — наши исследователи не проводили масштабных биологических экспериментов в космосе. Теперь эта печальная страница в истории космонавтики перевернута: 19 мая 2013 года в оренбургской степи успешно приземлился спускаемый аппарат спутника «Бион-М» №1.
(«ХиЖ» 2013, №4)
Взрыв космического гостя, выбивший стекла в Челябинске, показал всем то, что специалисты знают уже много лет: астероидно-кометная опасность реальна. Более того, по мере увеличения плотности населения космические бомбардировки будут приводить ко все более серьезному ущербу. Это же событие развенчало и многие мифы, которые вольно или невольно были созданы специалистами за два десятка лет.