Физика

Константы и реактор в Окло
Вакулка А.А.
(«ХиЖ» 2014, №8)

Мысль о том, что многие достижения человеческого гения — это подражание природным явлениям, которые вызывают у пытливого ума желание понять их и воспроизвести, не нова. Однако предположить, что даже у атомного реактора есть природный аналог, трудно. Тем не менее некое его подобие было на Земле, и вполне возможно, что древние реакторы имелись на других планетах.

(«ХиЖ» 2014, №8)
За двадцать с лишним лет, прошедшие после первой иракской кампании США, накопилось немало статистики о влиянии обедненного урана на здоровье, которую заинтересованные стороны толкуют каждая в свою пользу. Причиной дискуссии стал таинственный синдром войны в Персидском заливе, который массово убивает ветеранов этой войны  >>
(«ХиЖ» 2014, №8)

Урана на Земле не так уж мало — по распространенности он на 38-м месте. А больше всего этого элемента в осадочных породах — углистых сланцах и фосфоритах: до 8∙10-3 и 2,5 10-2% соответственно. Всего в земной коре содержится 1014 тонн урана, но главная проблема в том, что он весьма рассеян и не образует мощных месторождений. Промышленное значение имеют примерно 15 минералов урана. Это урановая смолка — ее основой служит оксид четырехвалентного урана, урановая слюдка — различные силикаты, фосфаты и более сложные соединения с ванадием или титаном на основе шестивалентного урана.

Была корона у Гиерона
Цаплев Ю.Б.
(«ХиЖ» 2014, №7)
Как решается знаменитая задача Архимеда? Попробуем свой способ.
Глаголев М.В.
(«ХиЖ» 2014, №6)

В 2012—2013 годы журнал «Вестник Московского государственного областного университета» опубликовал несколько статей одной и той же авторской группы, которая предложила оригинальную гипотезу о самовозгорании болотных газов как причине пожаров.  За разъяснениями мы обратились к главному редактору журнала «Динамика окружающей среды и глобальные изменения климата», кандидату биологических наук М.В.Глаголеву и получили исчерпывающий ответ, который и предлагаем вниманию читателей.

Соколов Д.Д., Степанов Р.А., Фрик П.Г.
(«ХиЖ» 2014, №6)
Астрономы установили, что очень многие небесные тела, например Солнце или наша галактика — Млечный Путь, являются гигантскими магнитами, причем размеры магнитного поля сравнимы с размерами самого небесного тела. Вещество, из которого состоит Солнце — солнечная плазма, — очень горячее, а межзвездный газ в Млечном Пути очень разреженный. Поэтому магнитное поле в них связано не с упорядочиванием спинов, как в ферромагнетиках, а с процессами, принадлежащими к области классической физики.
Рогаткин Д.А.
s20140436 bioresonans2.jpg
Биорезонансная терапия — 280 тысяч ссылок в Интернете, биорезонансная диагностика — 610 тысяч, нечто вегеторезонансное — 165 тысяч. Официальная медицина эти методы не признает, физики, которым мы показывали ссылки, советовали заняться чем-нибудь другим, а менее воспитанные — почитать учебник. В Интернете есть критические статьи: механизм действия неясен, авторы метода ничего внятного не говорят, корректная проверка метода не проводилась.
Колмогоров Алексей
(«ХиЖ» 2014, №4)

Как начать новую техническую революцию и стать нобелевским лауреатом? Один из очевидных способов — найти материал, сверхпроводящий при комнатной температуре. До сих пор ученые приближались к этой мечте, перебирая и модифицируя известные вещества, однако до цели остается еще полторы сотни градусов. Но вот впервые удалось сначала высчитать, что неизвестное ранее вещество может быть сверхпроводником, а потом синтезировать его и убедиться, что расчет был верен. Не исключено, что именно такой, а не эмпирический способ поиска приведет в конце концов к достижению «горячей» сверхпроводимости.

Фейгин О.О.
(«ХиЖ» 2014, №4)

В марте 2014 года астрофизики, возможно, обнаружили давно разыскиваемый след физического явления, которое более столетия ускользало от них, причем порой буквально из-под носа. Речь идет о гравитационных волнах, точнее, реликтовых волнах, оставшихся от начала Вселенной. Отпечаток едва различим, сам он находится на другом отпечатке — реликтовом излучении, запечатлевшем детали Большого взрыва.

Проверка эффекта Мпембе
Севостьянов В.В.
(«ХиЖ» 2014, №3)

В декабрьском номере за 2006 год мы опубликовали очередное сообщение об эффекте Мпембе, суть которого состоит в том, что горячая жидкость в холодильнике замерзает быстрее, нежели холодная, и предложили читателям провести опыты с разными жидкостями. Вдруг кому-то удастся наблюдать то же, что видел африканский школьник, который в 1963 году именно из горячего молока раньше всех получил мороженое во время выполнения лабораторной работы.