Физика

(«ХиЖ» 2015, №4)

История пузырькового термоядерного синтеза, он же bubblefusion или sonofusion, полна загадок, нестыковок и трагедий. В околонаучной американской прессе ее даже окрестили «баблгейт».

Амнуэль П.Р.
(«ХиЖ» 2015, №3)
Продолжая тему фильма «Интерстеллар» (см. «Химию и жизнь», 2015, № 2), мы рассматриваем вопрос, широко обсуждаемый в СМИ и соцсетях: правда ли, что в фильме полно ошибок, или его создатели сумели примирить законы жанра с законами физики? На этот вопрос отвечает астрофизик и писатель-фантаст Павел Амнуэль.
(«ХиЖ» 2015, №3)
С самого рождения технологии работы с металлом — а случилось это примерно шесть тысяч лет тому назад — в руках кузнеца были два способа придать металлу нужную форму: ковка и литье. Поскольку идеальных технологий не бывает, оба способа имеют недостатки. А в 20-е годы XX века в руках мастеров оказался новый метод — порошковая металлургия. За прошедшие с тех пор сто лет порошковая металлургия не получила очень уж широкого распространения, но, несомненно, это один из символов современных высоких технологий, без которых серийное высокоточное производство механизмов трудно представить.
Бучаченко А.Л.
(«ХиЖ» 2015, №2)
Мало кто сомневается, что магнитные поля влияют на самочувствие и поведение как людей, так и других живых существ, и убежденность в этом — главный стимул интереса к магнитной биологии. Однако наблюдения в области магнитобиологии неоднозначны, невоспроизводимы, противоречивы — и это не от недобросовестности или непрофессионализма наблюдателей.
Мишин А.С.
(«ХиЖ» 2014, №11)
С Нобелевской премией по химии 2014 года много неясного. Почему премию по химии дали за микроскопию, почему именно за эту, правда ли, что существует множество аналогичных методов? На эти и другие вопросы «Химии и жизни» отвечает кандидат биологических наук А.С.Мишин (лаборатория биофотоники Института биоорганической химии РАН).
Рыбкин В.В.
(«ХиЖ» 2014, №11)

Нобелевскую премию по химии в 2014 году получили Эрик Бетциг (США), Штефан Хелль (Германия) и Уильям Мёрнер (США) «за развитие сверхразрешающей флуоресцентной микроскопии».

Накамура Сюдзи
(«ХиЖ» 2014, №11)
О том, как делаются открытия, которые приносят мировую славу, главный редактор «Химии и жизни» Любовь Стрельникова беседует с профессором Сюдзи Накамурой.  >>
(«ХиЖ» 2014, №11)
Нобелевскую премию по физике 2014 года поделили между собой две группы японских ученых: Исаму Акасаки и его ученик Имано Хироси из Нагойского университета, а также Сюдзи Накамура,  профессор Калифорнийского университета в Санта-Барбаре. Их достижение — создание надежно работающих синих светодиодов, с помощью которых можно получить белый свет и обеспечить революцию в освещении.  >>
Федоров П.П.
(«ХиЖ» 2014, №10)

В 2013 году отмечалось 150 лет со дня рождения двух выдающихся ученых — Владимира Ивановича Вернадского (1863—1945) и Георгия (Юрия) Викторовича Вульфа (1863— 1925). Два человека, две неординарные личности, два исследователя жили в одно и то же время, и оба работали в области кристаллографии. Но их подходы к окружающему миру были во многом противоположны, что повлияло и на полученные результаты, и на оценку их деятельности последующими исследователями, и особенно — на эмоциональное восприятие их значимости. Попробуем сравнить их методы работы, результаты деятельности и оценить влияние особенностей мышления на результат.

(«ХиЖ» 2014, №10)

Передать накал той дискуссии, которую вели советские и американские физики, синтезировавшие трансфермиевые элементы, позволяют фрагменты из статьи В.В.Станцо «Скобки в таблице Менделеева. Что за ними?», опубликованной в январском номере журнала «Химия и жизнь» за 1973 год, то есть по горячим следам событий.