Медицина

(«ХиЖ» 2015, №6)

Время приема пищи определяют многие факторы: доступность еды, чувство голода, социальные привычки, удобство, наконец. Но пищу нельзя вкушать, руководствуясь исключительно желанием и возможностью, потому что время трапезы влияет на множество физиологических процессов, в том числе на сон и бодрствование, метаболизм, производительность и внимание. Более того, питание, правильно скоординированное с циркадными (околосуточными) ритмами организма, может предотвратить ожирение и другие метаболические расстройства.

Еда и рак
Манилов Ф.
(«ХиЖ» 2015, №4)

Европейское исследование по связи питания и рака (European Prospective Investigation into Cancer and Nutrition, или EPIC) — одно из самых масштабных мероприятий в этой области, которое проводит Международное агентство ВОЗ по изучению рака. Двадцать три медицинских центра в десяти западноевропейских странах в 1992—1999 годы пригласили 540 тысяч добровольцев. На протяжении 15 лет организаторы следят за участниками, отмечая их привычки, рацион, телосложение, историю заболеваний и время от времени публикуя результаты. Эта печальная статистика позволяет строить корреляции между образом жизни, диетой и заболеваемостью.

(«ХиЖ» 2015, №4)
Красное мясо, то есть мясо млекопитающих, — полезнейший продукт, источник многих незаменимых кислот, железа и витаминов, но оно же, по некоторым данным, повышает риск заболеть раком, сердечно-сосудистыми заболеваниями и сокращает жизнь.
Исупова О.Г.
(«ХиЖ» 2015, №4)
Репродуктивный туризм - это ситуация, когда люди на время уезжают в другую страну, чтобы там с помощью местных медиков зачать ребенка (практически всегда — при невозможности естественного зачатия). Это частный случай так называемого медицинского туризма, то есть поездки в другую страну для получения медицинской помощи.
Горяйнова О.С.
(«ХиЖ» 2015, №2)
У позвоночных молекулярное биоразнообразие чрезвычайно велико, детальное изучение генов и белков других видов позволяет делать такие же удивительные находки, какими, например, для зоологов были панголин или утконос. Одним из самых впечатляющих сюрпризов молекулярной иммунологии за последние 20 лет стали антитела верблюда. Число публикаций о них постоянно растет. Чем же они так интересны?
Микроэкзоны и аутизм
(«ХиЖ» 2015, №2)
Нередко здоровье и благополучие человека зависит от нормальной работы единственного гена или от нескольких аминокислот, которые содержит или не содержит определенный белок. По мере совершенствования методов исследования растет список таких последовательностей и патологий, на которые они влияют. Недавно ученые обнаружили, что аутизм — болезнь, возникающая при нарушении развития головного мозга, — связан с неправильным альтернативным сплайсингом в нервных клетках.
(«ХиЖ» 2015, №2)
Обычно тестостерон называют «мужским гормоном», поскольку это преобладающий половой гормон у мужчин. Мы также знаем, что основной «женский гормон» — это эстрадиол, который вырабатывают в основном яичники. Однако не все знают, что и у мужчин, и у женщин есть оба гормона, и тестостерон, и эстрадиол.
Бром: факты и фактики
(«ХиЖ» 2015, №2)
Сразу после открытия брома в 1825 году его соли стали использовать в качестве успокоительного средства, а также для предотвращения конвульсий. Однако лишь спустя почти век, в 1910 году, один из учеников академика И.П.Павлова, П.М.Никифировский, получил первые сведения о механизме действия солей брома, поставив серию опытов.
(«ХиЖ» 2015, №1)
В последние два десятилетия получила развитие гигиеническая гипотеза, согласно которой разгулу аллергических и аутоиммунных заболеваний мы обязаны повышенным гигиеническим стандартам. Иммунные расстройства обычны там, где чисто, безмикробно и безгельминтно. Дети рождаются с недозрелой иммунной системой, ее созревание начинается лишь после рождения, когда слизистую оболочку дыхательной и пищеварительной систем заселяют микроорганизмы-комменсалы. И чем сложнее состав микробиоты, с которой человек сталкивается в детстве, тем меньше впоследствии риск развития аллергии. Полноценная защита организма может сформироваться лишь в присутствии патогенов, в том числе гельминтов.
Ястребова С.Б.
(«ХиЖ» 2015, №1)

В самом широком смысле коннектом — это все синапсы всех нейронов организма. В более узком и практически важном — совокупность связей между нервными клетками или их группами в пределах небольшой области мозга. Коннектом в первом значении — это причина и следствие нашей личности, выражение наших желаний, память, манера мыслить и говорить.