Медицина

Местная власть
Научный комментатор
Местная власть
Н.Л. Резник
В организме существуют пептиды, сходные с инсулином по структуре и последовательности, но выполняющие иные функции. Эти белки тоже функционируют как сигнальные молекулы, но, хотя и реагируют на метаболические сигналы, то есть поступление определенных питательных веществ в организм, регулируют в основном рост и деление клеток. Если инсулиновый сигнал можно сравнить с приказом центральной власти (всем, всем, всем!), то инсулиноподобные пептиды, которые синтезируются в самых разных клетках, подобны местной директиве. Но мы-то знаем, что решения, принятые на местах, нередко имеют большую силу, чем указания центра, поэтому игнорировать их нельзя, а нужно изучать, изучать и изучать.
Витамин D, или Загорать опять полезно
Витамин D, или Загорать опять полезно
В.В. Благутина
Результаты тысяч исследований свидетельствуют о том, что недостаток витамина D повышает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, рассеянного склероза, некоторых видов рака и даже псориаза. Органы здравоохранения утверждают, что статистика не столь однозначна, поэтому пока рано рекомендовать витамин D как лечебное и профилактическое средство.
Что-то там в поту
Что-то там в поту
С вредными органическими соединениями организм борется, разрушая их с помощью ферментов до безвредных составляющих или выводя через почки или кишечник. Однако есть и другая выделительная система, от почек не зависимая, — потовые железы. Они начинают активно работать при нагреве организма за счет внешнего источника тепла либо при интенсивных нагрузках, причем производительность может достигать двух литров пота в час. Жидкость к ним приносит кровь, ток которой в поверхностных тканях при таких обстоятельствах возрастает с 3—5 до 60—70% от общего кровотока. Все, что содержится в плазме крови, по идее, должно оказаться и в поту. Не случайно пробы пота берут при подозрении на применение запрещенных препаратов.
Кадмий: факты и фактики
Кадмий: факты и фактики
Основная область применения кадмия - никель-кадмиевые аккумуляторы: один из электродов в них сделан из кадмия или его гидроксида, их производство потребляет более 60% всего добытого кадмия. Эти аккумуляторы очень живучие: они могут обеспечить в несколько раз больше циклов разрядки-зарядки, чем ближайшие конкуренты — свинцовые аккумуляторы, правда, и стоят они в десять раз больше. Но кроме этого, кадмий применяется в солнечных элементах, на основе соединений кадмия делают наночастицы и многое другое.
Наука против пьянства
Наука против пьянства
С.А. Боринская
Когда мы обсуждали предыдущий материал с одним из авторов исследования, ведущим научным сотрудником лаборатории анализа генома Института общей генетики С.А.Боринской, то поняли, что рассказ об одной конкретной научной задаче слишком многое оставляет «за бортом». Пользуясь случаем, мы решили задать Светлане Александровне несколько вопросов.
Антиалкогольные аллели
Антиалкогольные аллели
Почему люди пьют спиртные напитки, и почему одни пьют больше других? Причин много: социальная среда, жизненные обстоятельства, воспитание и образование. Теперь к списку причин прибавляют генетику, и самые начитанные пьяницы уже ссылаются на новости с переднего края науки... Существуют ли «гены алкоголизма» и, соответственно, «гены трезвости», и если да, то насколько они важны?
Оптика — медицине: новые методы диагностики
Оптика — медицине: новые методы диагностики
Д.А. Рогаткин
Физики по праву гордятся своей наукой. Однако немногие знают, что на заре развития науки в ее создании активно участвовали врачи. И самих врачей называли «физиками», от греческого physis — «природа». Еще в XVIII—XIX веках органы управления здравоохранением в Петербурге и Москве именовались «физикатами», а в английском языке до сих пор «врач» — physician.
Как зеницу ока
Как зеницу ока
Е. Сутоцкая
Что надо делать, чтобы сохранить зрение, как вернуть то, что не сохранили, — вопрос, который волнует всех, и недостатка в публикациях по этой теме не бывает никогда. Мы предлагаем читателям новости с переднего края науки: результаты исследований и новые методики лечения заболеваний зрения.
Жители россиян
Жители россиян
В 2008 году Национальный институт здравоохранения США запустил «The Human Microbiome Project», рассчитанный на пять лет. Задачей его было исследовать микробиоту человеческих организмов, установить, чем она различается у здоровых и больных людей, какова роль симбионтных микроорганизмов в развитии ожирения, воспалительных, иммунных заболеваний и других патологий. В 2010 году начал работу и «Российский метагеномный проект». Российские медицинские, биологические и аналитические центры исследуют микробиоту желудочно-кишечного тракта, характерную для жителей различных территорий РФ, ее состав и возможный вклад в развитие заболеваний.
Внутренний мир
Внутренний мир
Н.Л. Резник
Мы живем в мире микробов: они его заселили, преобразовали, сделали пригодным для нашей жизни и... превратили нас в среду своего обитания. Можно сколько угодно говорить о взаимоотношениях «хозяин — его микроб», но только кто тут хозяин, вот вопрос.
Перепелиная слепота
Перепелиная слепота
П.П. Зак, А.Е. Донцов
Что общего между японским перепелом Coturnix japonica и человеком? В глазах этой небольшой молчаливой птички (ее еще называют «немой перепел») с возрастом происходят примерно те же биохимические изменения, что и у нас..
Разные лица инсулиновой резистентности
Разные лица инсулиновой резистентности
П.М. Шварцбурд
В последние годы многие развитые страны столкнулись с эпидемическим ростом сахарного диабета 2-го типа. Этой формой диабета страдают более 300 миллионов человек во всем мире, из них 55 миллионов в Индии, 25 миллионов — в США и 80 миллионов в Китае, причем количество пациентов удваивается каждые 10—15 лет. Диабет второго типа развивается, когда некоторые ткани пациента малочувствительны к действию инсулина, то есть приобретают инсулинорезистентность. Пытаясь бороться с диабетом 2-го типа, врачи и исследователи обращают на инсулинорезистентность особое внимание.
Раскрыта тайна редкой группы крови
Научный комментатор
Раскрыта тайна редкой группы крови
С. Фролова
Теперь, сделав всего два ДНК-теста, за несколько часов можно будет определить Vel-отрицательную группу крови человека. Это стало возможным благодаря исследованиям ученых из Университета Вермонта и Французского национального института гемотрансфузии.
Знаешь ли ты, что значит «клещ»?
Знаешь ли ты, что значит «клещ»?
В. Благутина, Е. Котина, Е. Сутоцкая
То, что укус клеща может означать энцефалит, знают все. Вирус клещевого энцефалита — РНК-содержащий, из рода флавивирусов, имеет три подтипа: европейский, сибирский и дальневосточный; последний наиболее опасен, с уровнем смертности 20—40%. Иксодовые клещи переносят не только вирус энцефалита, но и бактерии рода Borrelia (боррелиоз, или болезнь Лайма — по названию города в США, где впервые ее зарегистрировали), простейших рода Babesia (бабезиоз), а также возбудителей анаплазмоза, эрлихиоза и других опасных болезней.
Экзосомы — бутылочная почта организма
Экзосомы — бутылочная почта организма
Д.Э. Джагаров
До появления радио и телеграфа бутылочная почта нередко становилась последней надеждой для попавшего в беду корабля и его экипажа. Примерно такой же почтой пользуются живые клетки. Время от времени они выделяют в межклеточное пространство крохотные пузырьки, которые, попадая в кровоток, разносятся по всему организму. Встретив клетку — адресата послания, они узнают ее с помощью молекул, расположенных на их поверхности, затем, попав внутрь клетки, сообщают ей, как живут-поживают клетки-отправители и что делать дальше ей самой.
Аллергия на пыльцу и не только
Аллергия на пыльцу и не только
В. Благутина, Е. Сутоцкая, Е. Клещенко
Главное боевое отравляющее вещество березовой пыльцы называется Bet v 1 (betula по-латыни «береза»). Этот белок дал название целому семейству аллергенов. Исследование международной группы ученых показало, что пыльца пыльце рознь и опасность ее напрямую зависит от этого компонента. Чем больше мы узнаем о нем, тем скорее поможем аллергикам.