Человек

Стрельникова Л.
(«ХиЖ» 2014, №10)
Фонд Черепахи (Turtle Foundation) был основан в 2000 году, и первый свой масштабный проект он развернул в Индонезии на двух островах архипелага Дераван (Derawan), куда приходят зеленые черепахи, чтобы отложить яйца. Результаты проекта за 12 лет впечатляющие: 60% всех черепашьих гнезд на островах взяты под охрану от браконьеров. В результате этих усилий из яиц вылупились 6,5 миллионов черепашьих детенышей. Правда, лишь один-два детеныша из тысячи уцелеют и доживут до солидного возраста. Но этот процесс регулирует природа. Задача же Фонда — защитить черепах от людей.
О географии вообще и школьной в частности
Перлов Л.Е.
(«ХиЖ» 2014, №9)

Любая наука отвечает в конечном счете на какой-то свой главный вопрос. Для математики, в самом примитивном виде, это вопрос «сколько?», для истории — «что и когда?». Для географии на протяжении двух тысяч лет такими вопросами были «что и где»? В начале XX века практически все ответы на эти вопросы были получены. Однако к этому времени появился другой, куда более интересный: почему? И тут же выяснилось, что, во-первых, настоящая география только начинается и, во-вторых, что она теснейшим образом связана с прочими областями знания.

Биоразложение на природе
(«ХиЖ» 2014, №9)
При всех разговорах о том, как это прекрасно — биоразложение пластиковых пакетиков и прочего мусора, который загрязняет окружающую среду по вине безалаберных туристов, безответственных любителей пикников и просто ленивых людей, неспособных донести отходы своей жизнедеятельности по назначению и выбрасывающих их на обочину дороги, - хочется самому убедиться: насколько эффективна эта мера?
Лучников В.А.
(«ХиЖ» 2014, №8)

В истории довольно часто случалось и так, что ученые сами были облечены властными полномочиями. Вот навскидку несколько имен: математики Лазар Карно и Пьер Симон Лаплас — государственные деятели времен Великой Французской революции и наполеоновской эпохи, шведский король и ботаник Густав VI Адольф, историк Адольф Тьер, подавивший Парижскую коммуну, востоковед Е.М.Примаков, расхлебывавший последствия дефолта 1998 года. Как проявляли себя ученые на не совсем свойственном им поприще? Имеет ли смысл привлекать людей науки к управлению государством иначе, нежели в качестве высококвалифицированных консультантов?
Жуков Д.А.
(«ХиЖ» 2014, №8)

Капризы — то есть стремление добиться чего-то запрещенного, или невозможного, или бессмысленного — принято считать формой детского поведения, причем такой, которую надо подавлять и ни в коем случае не поощрять. Между тем капризы имеют большой биологический смысл.  >>
Шкурко А.В.
(«ХиЖ» 2014, №7)

Социальная нейронаука, о которой мы уже писали (см. «Химию и жизнь», 2013, № 11), пытается найти связь между протеканием нервных процессов и поведением отдельных людей или животных в конкретных ситуациях. Это проблемы, в значительной степени пришедшие из социальной психологии. Однако за ними маячат вопросы, интересующие и другие общественные науки, которые изучают не отдельных людей или малые группы, а функционирование всего общества.

(«ХиЖ» 2014, №7)
Хорошо известно, что одни растения способны угнетать или стимулировать рост других. Однако кто бы мог предположить, что культурное растение само стимулирует своего врага?  >>
(«ХиЖ» 2014, №7)
Жесткий отбор, который действует на наших полях, обработанных средствами защиты культурных растений, уже приводит к пугающим последствиям. Не будем говорить о выкладках противников ГМО и сторонников «органической пищи». Результаты «гонки вооружений» между фермерами и дикой флорой обсуждали специалисты на симпозиуме по борьбе с сорняками, который прошел в рамках ежегодного собрания Американского химического общества в сентябре 2013 года.
Жуков Д.А.
(«ХиЖ» 2014, №6)
Биологические преимущества разделения на два пола не ограничиваются рекомбинацией генетического материала в процессе мейоза. О биологическом смысле существования особей мужских и женских «Химия и жизнь» писала не раз. В этой статье говорится об еще одной важной функции разделения людей на мужчин и женщин.
Глаголев М.В.
(«ХиЖ» 2014, №6)

В 2012—2013 годы журнал «Вестник Московского государственного областного университета» опубликовал несколько статей одной и той же авторской группы, которая предложила оригинальную гипотезу о самовозгорании болотных газов как причине пожаров.  За разъяснениями мы обратились к главному редактору журнала «Динамика окружающей среды и глобальные изменения климата», кандидату биологических наук М.В.Глаголеву и получили исчерпывающий ответ, который и предлагаем вниманию читателей.

20.02.2019 14:00:00

Многие крупные звери становятся мельче при одомашнивании — посмотрите на волка и собак, на реконструкцию первобытного быка тура и современных молочных коровок. А вот коты в обществе человека выросли. По крайней мере, в Дании.

05.02.2019 15:30:00

В числе награжденных оказался и наш постоянный автор Аркадий Курамшин, ставший лауреатом в специальной номинации за «Популяризацию химии»

04.02.2019 14:00:00

...в «Physical Review Letters» готовится к публикации статья о материале, обладающем сверхпроводимостью при температуре, близкой к комнатной...

…президенты академий наук КНР и США заявили о необходимости срочно выработать международное соглашение по генному редактированию клеток зародышевой линии человека...

...результаты добровольной алкоголизации крыс, которые оценивали в различных тестах, говорят о том, что решающий фактор склонности к потреблению этанола — низкая адаптивность...

29.01.2019 16:00:00

Восемь лет назад В.И.Глазко рассказал нашему журналу про гипотезу отбора на дурака. Согласно ей, стресс ведет к тому, что среди эмбрионов выживают менее специализированные формы. В таких условиях резко снижаются качество нового поколения и, если речь идет о человеке, его умственные способности. Похоже, что исследователи из Лейденского и Лундского университетов нашли механизм такого отбора.

23.01.2019 10:00:00

Горлица — дикий голубь, довольно близкий родственник обитающих в городах голубей. Считается, что охота и исчезновение сорняков на полях Европы ведут к уменьшению численности этих птиц, и она попала в список уязвимых видов. Есть и еще одна причина: вытеснение кольчатой горлицей.