Отпечатки пальцев расскажут о вашей жизни

Курамшин А.И.
(«ХиЖ», 2017, №1)

2017_01_22_2.jpg

Образцы отбирались с 4 участков 39 смартфонов и с 8 участков правой руки 39 добровольцев

Химические соединения, которые можно обнаружить при анализе предметов личного пользования, например сотовых телефонов, могут дать много информации о привычках, образе жизни и распорядке дня владельца («Proceedings of the National Academy of Sciences», 2016, 113, 48, E7645–E7654, doi: 10.1073/pnas.1610019113).

Куда бы мы ни шли и что бы ни делали, за нами тянется «химический след», который легко прочитать, анализируя наши личные вещи — ведь мы их часто трогаем и подолгу держим в руках. Средства гигиены, которыми мы пользуемся, пища, напитки и лекарства — все эти вещества оставляют следы. Их химический анализ позволяет реконструировать образ жизни человека почти так же легко, как лесник со стажем узнает по отпечаткам птичьих и звериных лап на снегу, что произошло в лесу.

Группа под руководством Питера Доррестейна и Aмины Буслимани из университета Калифорнии (Сан­Диего, США) продемонстрировала, что сравнительный анализ мазков с поверхности сотового телефона и с рук человека позволяет с большой вероятностью определить владельца электронного устройства. Исследователи предполагают, что, помимо прочего, их подход может оказаться полезным для построения или уточнения портрета подозреваемых при полицейских расследованиях.

Авторы работы хотели увидеть, могут ли элементы нашего химического профиля переноситься на объекты, которые мы используем ежедневно, — сотовые телефоны, компьютеры, бумажники, ключи. Начали с сотовых телефонов, поскольку они связаны с хозяином теснее всех остальных вещей, к ним мы прикасаемся чаще всего (а некоторые целый день не выпускают смартфон из рук).

Комбинируя масс­-спектрометрию и методы математической обработки данных, ученые проанализировали и построили химические профили 39 добровольцев и принадлежащих им сотовых телефонов. По восемь проб собрали с рук каждого добровольца и по четыре — с каждого сотового телефона. Химические профили включали в себя лекарства, их метаболиты и многие другие вещества, с которыми контактировали добровольцы. В ряде случаев там были даже соединения, с которыми люди не контактировали несколько месяцев (например, репеллент от насекомых ДЭТА).

Сравнение химических профилей телефонов и людей позволило соотнести мобильное устройство с владельцем в 69% случаев. Как заявляет Доррестейн, хотя и не удалось добиться 100%-­ного попадания и найти для каждого телефона его владельца, новый подход позволяет существенно сузить область поиска. Понятно, что определить, чей телефон, можно и другими способами, с куда меньшими усилиями, однако новый метод не предназначен для упрощения жизни работникам бюро находок. Главная его ценность в том, что, анализируя отпечатки пальцев на предметах личного обихода, можно получить информацию о самых различных аспектах жизни его владельца — потребляет он мясо или он вегетарианец, косметикой какой линии он пользуется, лечится ли он от грибковой инфекции или принимает средство, препятствующее преждевременному выпадению волос. Повышение точности чтения «химических следов» в перспективе позволит криминалистам получать из отпечатка пальцев гораздо больше, чем просто папиллярную картинку. Работа Доррестейна развивает подходы, связанные с сопряжением дактилоскопии и химического анализа, — уже известны методы экспертизы, позволяющие определить по отпечатку пальца пол оставившего его человека, принимал ли он в обозримом прошлом наркотики и если принимал, то какие, контактировал ли со взрывчатыми веществами определенных классов.

Директор Международного института криминалистики при Международном университете штата Флорида Хосе Алмиралл с одобрением отозвался о результатах исследования; он полагает, что криминалистов обрадует возможность получить дополнительную информацию о людях и стиле их жизни по личным вещам. Однако для применения нового подхода в полицейских расследованиях его необходимо стандартизировать и сертифицировать.