![]() |
Иллюстрация Петра Перевезенцева
|
Все мы читали в детстве книги о пиратах. Слышали о Черной Бороде, о Фрэнсисе Дрейке, о веселом Роджере с черепом и костями, который вьется по ветру. Конечно, знали пиратскую песенку «йо-хо-хо и бутылка рома».
Меня, кстати, очень занимал вопрос, почему среди пиратов было так много одноглазых. Выглядело так, как будто это специальная мода такая. И я была недалека от истины. Говорят, что пираты носили повязку вовсе не потому, что у них не было глаза. Просто с повязкой было удобнее прицеливаться в бою. Бой мог случиться в любой момент, поэтому повязку носили, не снимая, чтобы она всегда была на месте.
Золотой век пиратства пришелся на XVII–XVIII века. Тогда Мировой океан был ареной борьбы между Испанией, Англией и некоторыми другими колониальными державами. Чаще всего пираты зарабатывали на жизнь самостоятельно — грабили со своей командой торговые суда. Однако некоторые из них были на государственной службе и целенаправленно мочили иностранный флот по поручению и с благословления, например, королевы Елизаветы I.
Поэтому неудивительно, что подавляющее большинство самых известных пиратов — это англичане. Генри Морган, Чарльз Вейн, Фрэнсис Дрейк, Эдвард Тич, он же Черная Борода, и многие другие были английскими моряками.
Встречались среди них и женщины. Энн Бони известна миру как «повелительница морей». Она выросла в богатой ирландской семье, получила хорошее образование, жила в роскошном особняке. В общем, у дочурки было все. Но когда отец решил выдать ее замуж, насильно, она сбежала из дому с простым моряком. Вскоре познакомилась с пиратом Джеком Рэкхемом, он взял ее на свой корабль, и понеслось. Пишут, что в смелости и умении драться Бонни не уступала мужчинам-пиратам.
Казалось бы, эти пиратские времена давно уже канули в Лету. Нет уже никакого разбоя на морях, потому что незачем. Но в последние годы я все чаще слышу о пиратских нападениях на суда у берегов Африки, в Гвинейском заливе, в Карибском бассейне, в Индийском океане… И возникает вопрос — а с чего это вдруг?
Возможно, все дело в том, что мы, благодаря Интернету, стали лучше информированы. Но есть и другой взгляд на эту проблему. Оказывается, виновник здесь — глобальное потепление.
К такому выводу пришел известный профессор криминологии и уголовного права Гэри Лафри из Университета Мэриленда со своим бывшим аспирантом Бо Цзяном, доцентом Университета Макао.
Недавно они опубликовали результаты исследования, которое показывает, что повышение температуры моря воздействует на морскую преступность. Как они это выяснили? Очень просто. Ученые проанализировали и сопоставили данные за 15 лет о температуре поверхности моря и пиратстве в Южно-Китайском море и водах у берегов Восточной Африки. И обнаружили интересную картину.
В Восточной Африке по мере роста температуры моря шли два параллельных процесса. Первый процесс — сокращалась добыча рыбы просто потому, что теплая вода рыбе была некомфортна и она уходила. Второй процесс — росло количество пиратских нападений в этих местах. Вывод — потеря легального заработка на ловле рыбы приводила к росту преступности на воде. Логично.
А вот в Южно-Китайском море шел противоположный процесс. По мере роста температуры морской воды некоторые промысловые виды рыб в этом регионе, напротив, начинали активно размножаться. Производство рыбы росло, доходы семей, занятых в рыбной промышленности, — тоже. Так что стимулов для совершения пиратских действий не было. И пиратство пошло на убыль. Тоже логично.
Итак, глобальное потепление повинно не только в засухах и наводнениях. Оно еще и создает благоприятные условия для морского терроризма. Авторы исследования, о котором я рассказала, получили грант, чтобы продолжить свои изыскания. Ученые планируют собрать и проанализировать данные в прибрежных водах 109 государств, чтобы получить представительную выборку.
Но я отношусь с осторожностью к таким корреляциям. Как известно, correlation is not causation. То есть корреляция еще не означает наличия причинно-следственной связи. Так говорят в науке.
Я в таких случаях всегда вспоминаю сюжет из книги «Физики шутят» — о вреде огурцов. Там приведена куча убойных аргументов, не оставляющих сомнений в том, что употребление огурцов смертельно опасно. Например — среди людей, родившихся в 1839 году и питавшихся впоследствии огурцами, смертность равна 100%.
Понятно, что это — упражнение в сравнительной логике и математической статистике. Возможно, в случае с пиратством его связь с глобальным потеплением будет все-таки доказана, но как следует, как это принято в науке. Посмотрим.