Науки о Земле

Рузмайкин А.А.
(«ХиЖ» 2015, №3)

Жаркие споры о том, считать ли глобальное потепление реальным природным явлением или всего лишь артефактом, возникшим из-за несовершенства численного моделирования, приостановились из-за непредсказанного изменения климата. Антропогенные выбросы газов, поглощающие тепло Земли и препятствующие излучению теплового потока Земли в космос, продолжаются, а температура расти перестала.

Фейгин О.О.
(«ХиЖ» 2015, №2)

Научно-фантастический фильм «Interstellar» («Межзвездный»), вышедший на экраны в конце 2014 года, вызвал большой интерес не только в среде киноманов, но и в ученом мире. Ведь в сюжете фильма есть полеты через гиперпространство, падения в черные дыры и путешествия во времени. К тому же научным консультантом фильма был сам Кип Торн, профессор Калифорнийского технологического института, иностранный член РАН, известный своими смелыми идеями в области астрофизики и гравитации.

Кантор Б.З.
(«ХиЖ» 2015, №1)

Арсенопирит — природный сульфоарсенид железа FeAsS. Встречается главным образом в гидротермальных жилах, где образовался из горячих водных растворов. Часто сопровождает полиметаллические (Zn, Cu, Pb), вольфрамовые и оловянные руды, образует и самостоятельные месторождения. Арсенопирит изредка используют как источник никеля, кобальта, золота, иногда входящих в его состав в качестве примесей. Для коллекционеров же арсенопирит был и остается одним из любимых минералов. Чем же вызвано образование шипов на поверхности кристаллов?

(«ХиЖ» 2015, №1)
Двадцать второго июля 2015 года исполняется 70 лет со дня рождения одного из самых ярких отечественных палеонтологов — Владимира Васильевича Жерихина (1945—2001). Кругом научных интересов Жерихина с самого начала была палеонтология насекомых, в первую очередь жуков. Но от простого изучения ископаемых насекомых он сумел подняться до глубоких теоретических обобщений в области биологической эволюции и филоценогенетики.
(«ХиЖ» 2015, №1)
Обычно содержимое унитаза попадает в городскую канализацию и далее следует на переработку к так называемым полям орошения, проходя по дороге биологическую и химическую очистку. А если есть подозрения, что система работает как-то не так, что содержимое унитаза сразу же оказывается в окружающей среде? Тогда нужно привлекать к ответственности городские службы. Но как доказать, что неприятный запах от реки вызван именно содержимым унитаза? Для этого нужно поставить эксперимент по изучению копротранспорта (напомним, что по-гречески kopros — навоз или кал).
(«ХиЖ» 2014, №11)
Специалисты из дармштадского отделения Института прикладной экологии во главе с Маттиасом Бухертом по заказу правительства земли Северный Рейн— Вестфалия в феврале 2012 года попытались проанализировать, какие элементы в каких отходах содержатся и как все это можно перерабатывать.  >>
(«ХиЖ» 2014, №10)
Фонд Черепахи (Turtle Foundation) был основан в 2000 году, и первый свой масштабный проект он развернул в Индонезии на двух островах архипелага Дераван (Derawan), куда приходят зеленые черепахи, чтобы отложить яйца. Результаты проекта за 12 лет впечатляющие: 60% всех черепашьих гнезд на островах взяты под охрану от браконьеров. В результате этих усилий из яиц вылупились 6,5 миллионов черепашьих детенышей. Правда, лишь один-два детеныша из тысячи уцелеют и доживут до солидного возраста. Но этот процесс регулирует природа. Задача же Фонда — защитить черепах от людей.
О географии вообще и школьной в частности
Перлов Л.Е.
(«ХиЖ» 2014, №9)

Любая наука отвечает в конечном счете на какой-то свой главный вопрос. Для математики, в самом примитивном виде, это вопрос «сколько?», для истории — «что и когда?». Для географии на протяжении двух тысяч лет такими вопросами были «что и где»? В начале XX века практически все ответы на эти вопросы были получены. Однако к этому времени появился другой, куда более интересный: почему? И тут же выяснилось, что, во-первых, настоящая география только начинается и, во-вторых, что она теснейшим образом связана с прочими областями знания.

(«ХиЖ» 2014, №9)
Пчелам в современном индустриальном мире живется плохо, фактически идет их быстрое вымирание. Так, по данным опубликованного 17 июля 2014 года доклада «Scientists flying to the rescue of bees» французского Национального института сельскохозяйственных исследований (www.inra.fr), в странах Евросоюза ежегодно зимой гибнет от 25 до 40% пчелиных семей. В США — 35%. А еще десять лет назад нормой считалась гибель 10% семей. В общем, понесенные пасечниками потери настолько серьезны, что сейчас в Европе требуется поставить дополнительно более 13 миллионов ульев, иначе опыляемые пчелами растения снижают урожай.
Биоразложение на природе
(«ХиЖ» 2014, №9)
При всех разговорах о том, как это прекрасно — биоразложение пластиковых пакетиков и прочего мусора, который загрязняет окружающую среду по вине безалаберных туристов, безответственных любителей пикников и просто ленивых людей, неспособных донести отходы своей жизнедеятельности по назначению и выбрасывающих их на обочину дороги, - хочется самому убедиться: насколько эффективна эта мера?