Науки о Земле

Леенсон И.А.
(«ХиЖ» 2018, №6)

prev_2018_06_33.jpgСравнительно недавно слова «озоновая дыра», «озоновый щит Земли» не сходили со страниц ежедневных газет, о них кричали радио- и телепередачи, нас пугали статьями в интернете и в научно-популярных журналах. Термины «дыра», «щит» были наглядны, понятны, о них судачили даже те, кто не знал, что такое озон. Правительства ведущих стран мира принимали законы с целью снизить вредное воздействие человека на озоновый слой в стратосфере. Но все как-то постепенно стихло, и сейчас на эту тему редко можно увидеть новые сообщения и аналитические статьи. Значит ли это, что проблема рассосалась сама собой? Или страшилки были преувеличением?

prev_2018_03_33.jpg

Термин «экология» приобрел в наши дни большую популярность. И поминают экологию все, кому не лень. Путаница происходит из-за того, что в нашей стране слово «экология» употребляют в двух разных смыслах: «экология-1» — это дисциплина, изучающая биологические системы, а «экология-2» — это совокупность практических проблем, связанных с сохранением окружающей среды. Отношения между экологией-1 и экологией-2 несколько напоминают отношения между физиологией и медициной. Без знания физиологии грамотное лечение больного невозможно.

Мискинова Н.А., Швилкин Б.Н.
prev_2018_03_05.jpg

В самом начале космической эры, когда человек получил возможность взглянуть на Землю из космоса, в Сахаре была обнаружена огромная кольцевая структура диаметром около 50 километров. Ее назвали «оком Сахары», или «структурой Ришат». Впоследствии были обнаружены аналогичные кольцевые структуры, причем не только на Земле, но и на других обладающих атмосферой планетах Солнечной системы, и на спутниках Юпитера. Природа возникновения этих кольцевых структур точно не установлена, поэтому существует несколько групп гипотез. В этой статье приведены основные из них.

prev_2018_03_02.jpg

Недавно геологи МГУ раскрыли тайну происхождения кратера на Ямале, однако образование таких кратеров отнюдь не редкость. Геологи и геофизики с большим энтузиазмом изучают подобные явления и достигли некоторых успехов, хотя единства мнений о механизме образования гигантских дырок в земле не сложилось. Подробности –в статье недели.

(Из архива «Химии и жизни» № 3/2018 http://hij.ru/archive/)

(«ХиЖ» 2017, №7)
prev_2017_07_14-2.jpg«Святой Грааль» химиков и биологов — тайна появления жизни на Земле. По этому поводу существует много гипотез, но наиболее стройной все же считается гипотеза абиогенеза. Весомым аргументом в ее пользу стал знаменитый эксперимент Миллера — Юри, в котором аминокислоты, входящие в состав белков, были получены из предполагаемых компонентов атмосферы добиотической Земли. Спустя 65 лет исследователи из Чехии показали, что в аналогичных условиях могли образоваться и азотистые основания РНК.
Савинов И.А., Рупасов С.В.
(«ХиЖ» 2017, №5)
prev_2017_05_44.jpgАвторы этой статьи, ботаник Иван Алексеевич Савинов и зоолог Сергей Валерьевич Рупасов, — педагоги и путешественники с большим опытом преподавательской и экспедиционной работы, члены Русского географического общества. По их убеждению, охрана природы и биологическое воспитание школьников тесно взаимосвязаны. Если б не заповедники и национальные парки, подростки, интересующиеся биологией, не могли бы познакомиться с дикой природой, запомнить, какой прекрасной она может и должна быть. А если новые поколения энтузиастов не придут в биологию и заповедное дело — кто позаботится о природе в новом тысячелетии?
Кувалдин С.А.
(«ХиЖ» 2017, №4)
logo.jpgСегодня мы можем утверждать, что за последние несколько тысяч лет климат планеты в целом и отдельных ее регионов (в частности, Европы) заметно изменился. Люди Средних веков имели совсем другие представления о нормальной погоде и смене времен года, чем их наследники в XVII и XVIII веке. Это определяло характер повседневной жизни, а значит, базис для любых исторических процессов. Было бы чересчур смело заявлять, что ходом истории управляют зимние и летние максимальные и минимальные температуры, но то, что происходящие перемены оставляли свой отпечаток в истории, вполне очевидно.
(«ХиЖ» 2017, №4)
prev_2017_04_14-1.jpgВ конце пермского периода, приблизительно 250 миллионов лет назад, на Земле произошла экологическая катастрофа, которая уничтожила большую часть существовавших в то время видов. Это было самое массовое вымирание обитателей Земли за последние 540 миллионов лет. Одной из основных причин, как принято считать, было повышение концентрации сульфидов в Мировом океане, вызванное вулканической деятельностью. Данные китайских, американских и канадских исследователей раскрывают подробности
Вагнер Виктор
(«ХиЖ» 2017, №1)

prev_2017_01_30.jpgНа протяжении многих тысячелетий человек милостей от природы старался не ждать. Были ресурсы и рабочая сила на то, чтобы прорыть канал, и канал копали. Другое дело, что люди далеко не всегда понимали, как правильно орошать почву, и на месте древних городов, подобных Вавилону, теперь засоленная пустыня.

Ястребов С.А.