Химия

(«ХиЖ» 2017, №7)
prev_2017_07_14-2.jpg«Святой Грааль» химиков и биологов — тайна появления жизни на Земле. По этому поводу существует много гипотез, но наиболее стройной все же считается гипотеза абиогенеза. Весомым аргументом в ее пользу стал знаменитый эксперимент Миллера — Юри, в котором аминокислоты, входящие в состав белков, были получены из предполагаемых компонентов атмосферы добиотической Земли. Спустя 65 лет исследователи из Чехии показали, что в аналогичных условиях могли образоваться и азотистые основания РНК.
(«ХиЖ» 2017, №7)
prev_2017_07_14-1.jpgРазработан биохимический процесс, который может сделать кости прозрачными. На прозрачном костном материале легче изучать действие нового лекарства от остеопороза, ускоряющего рост клеток костной ткани. Прозрачные кости могут оказаться интересными биологам и анатомам: им будет удобнее наблюдать рост и гибель клеток, образующих костную ткань.

(«ХиЖ» 2017, №7)
prev_2017_07_12.jpgПро черные графитовые нанотрубки знают многие. Однако подобные структуры можно делать также из других материалов. Перспективен в этом плане предок сверхтвердого абразива — гексагональный нитрид бора со структурой как у графита. Это вещество дает белые нанотрубки — легкие, прочные, жесткие и с высокой теплопроводностью, только объемы производства пока что малы и могут обеспечить только нужды исследователей. Тем не менее уже наметились некоторые интересные области применения.
Найчук Я.А., Лябин М.П.
(«ХиЖ» 2017, №7)
prev_2017_07_10.jpgОткуда произошло слово «бор» и что такое бура? Кто открыл бор? Как получают бор? Сколько бора содержится в живых организмах и какова его роль? С какими продуктами человек потребляет бор? Какие последствия будут при недостатке или переизбытке бора? Как бор действует на насекомых? Как бор используют в металлургии? Что такое эльбор? Что такое карбид бора и где его используют? Чем интересны бороводороды? Боразан — топливо будущего? Что такое борное регулирование? Как бором лечат рак? Есть ли бор на Марсе и что это может значить? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в этой статье.
(«ХиЖ» 2107, №7)
prev_2017_07_06.jpgКомпьютер манипулирует потоками электронов с помощью так называемых логических побитовых операций. Фактически это правила, по которым изменяется информация, записанная электрическими полями. А можно ли аналогичным образом манипулировать не информацией, но непосредственно преобразовывать вещество – перемещать его объемные частицы с места на место, проводить с ними химические реакции?

Носоновский М.И.
(«ХиЖ» 2017, №7)
prev_2017_07_02.jpgПорой у поверхности воды в чашке горячего чая можно наблюдать белесое облачко. Оказывается, оно может превращаться в удивительное образование — кластер из микроскопических капель, формирующих упорядоченную структуру, подобную кристаллической решетке. Не исключено, что, научившись управлять поведением капельного кластера, исследователи смогут создавать системы микрореакторов для химических превращений, а также выполнять кибернетические манипуляции с веществом.

(«ХиЖ» 2017, №6)
prev_2017_06_18-3.jpgИсследователи из Лундского университета (Швеция), Вильнюсского университета и Нанкинского технологического университета использовали молекулярное самораспознавание для получения нанотрубок из строительных блоков одного типа. Интересен не только процесс самосборки, но и то, что форма нанотрубок зависит от среды, в которой она происходит. Подобные нанотрубки могут пригодиться для создания искусственных транспортных каналов в клеточной мембране, сквозь которые можно будет доставлять лекарственные препараты.  >>
(«ХиЖ» 2017, №6)
prev_2017_06_logo.jpgХимики из группы Фила Барана, работающие в Исследовательском институте Элен Скриппс (Калифорния, США), придумали удобный для лабораторной практики метод превращения карбоновых кислот в эфиры бороновых кислот и сами кислоты.

(«ХиЖ» 2017, №6)
prev_2017_06_18-1.jpgВозможно, в скором времени для идентификации различных растворителей и измерения их концентрации нужны будут только ультрафиолетовый фонарик и полоска фильтровальной бумаги, пропитанная раствором нового полимера с фотолюминесцентными свойствами. Новая тест-система позволяет в том числе обнаружить следы обычной воды в дейтериевой D2O.
Наумов А.В.
(«ХиЖ» 2017, №6)
prev_2017_06_logo.jpg2017 год — дважды юбилейный для металлургов. В 1947 году в Государственном институте редкометаллической промышленности начались работы по промышленному обеспечению германием начинающей свое развитие твердотельной микроэлектроники, а в 1957 году на Подольском химико-металлургическом заводе (ПХМЗ) методом Чохральского по технологии Гиредмета был выращен первый в СССР монокристалл кремния.