Химия

Мотыляев А.
prev_2019_01_16.jpg

Как открыли и как используют этот удивительный элемент.

Леенсон И.А.
(«ХиЖ» 2019, №1)

prev_2019_01_14.jpgНа своем огороде вполне могут вырасти хорошие огурцы, кабачки, петрушка и прочая зелень, если не вносить на грядки удобрения. Неплохо могут плодоносить плодовые кусты и деревья. А если нужно накормить не семью, а многомиллиардное население Земли — можно ли обойтись без «химических удобрений»? Ведь тысячи лет обходились без них, и даже слов таких не знали.

Рулев А.Ю., Пономарев Д.А.
(«ХиЖ» 2019, №1)

prev_2019_01_10.jpgСегодня уксусный альдегид получают главным образом окислением этилена. Однако до шестидесятых годов прошлого века в промышленности использовали другой подход – гидратацию ацетилена, катализируемую солями ртути. Первооткрывателем этой реакции по праву считается известный русский химик Михаил Григорьевич Кучеров.

prev_2019_01_09.jpg

Впервые удалось получить комплекс железа, который может быть как фотокатализатором, например для производства топлива, так и светоизлучающим диодом. Обычно для фотокатализа или в фотогальванических элементах применяются дорогие и редкие элементы. Результаты новой работы говорят о том, что в перспективе их может заменить железо.

prev_2019_01_logo.jpg

Наномеханический масс-спектрометр впервые смог точно «взвесить» большой ДНК-вирус массой 105 MДа. Новая аналитическая система позволяет детектировать отдельные молекулы, масса которых выходит за пределы диапазона, в котором работают обычные масс-спектрометры.

prev_2019_01_02.jpg

Значение Периодической таблицы для познания мира, для экспериментальной науки и философии трудно переоценить. Поэтому неудивительно, что 2019 год, год 150-летия Периодической таблицы, ООН объявила Международным годом Периодической таблицы химических элементов.. Ура!

Леенсон И.А.
prev_2018_12_logo.jpg

Пищевые красители, особенно синтетические, вызывают больше всего вопросов и возражений, когда речь заходит о пищевых добавках. Важно еще и то, что часто красители добавляют сверх меры, чтобы придать товару более привлекательный вид. Потому что природные красители в разных фруктах и ягодах часто окрашены недостаточно интенсивно. Не следует думать также, что если краситель «натуральный», то есть выделен из природных источников, то он безвреден — это миф. Вот несколько примеров.

Стрельникова Е.
prev_2018_12_13.jpg

«Нитроглицерин», в отличие от «мелинита», слово всем знакомое. Кто-то пользовался таким лекарством, кто-то слышал о такой взрывчатке, большинство же читателей знает, что это одно и то же соединение. Кстати, название «нитроглицерин», с точки зрения химика, неверное. В нитросоединениях нитрогруппа (–NO2) связана с атомами углерода, а в молекуле нитроглицерина — с атомами кислорода. Нитроглицерин принадлежит к числу сложных эфиров азотной кислоты, это тринитрат глицерина.

prev_2018_12_logo.jpg

В Научно-технологическом университете имени короля Абдаллы (Саудовская Аравия) разработана металлоорганическая каркасная структура, повышающая эффективность очистки природного газа от нежелательных примесей — сероводорода и углекислого газа.

prev_2018_12_logo.jpg

Международная группа исследователей получила искусственный пептид, способный разрушать вирус Зика и проникать через гематоэнцефалический барьер в мозг. Если безопасность нового вещества подтвердится, его можно будет применять для лечения и других вирусов, которые переносят кровососущие насекомые.