Биология

Ястребова С.Б.
(«ХиЖ» 2015, №10)

В июле журнал «Scientific Reports» опубликовал статью Мигеля Паис-Виэйры и соавторов о том, как коллектив лаборатории Мигеля Николелиса соединил мозги четырех живых крыс в интерфейс «мозг-мозг». Интерфейс получил имя Brainet (дословно «мозговая сеть»).

Михайлов К.Г.
(«ХиЖ» 2015, №9)

Итак, морская биологическая станция «Восток» — подразделение Института биологии моря им. А.В.Жирмунского Дальневосточного отделения Российской академии наук во Владивостоке (сокращенно ИБМ) — основана в 1970 году. Станция расположена на берегу живописного залива Восток, в системе залива Петра Великого, в окрестностях поселка Авангард, примерно в 15 км от Находки (если по автодороге, то в 40 км). Мои коллеги говорят, что по общему виду биостанция похожа на аналогичные станции в Скандинавии, например норвежский Флёдевиген.

(«ХиЖ» 2015, №6)

Лес — это древесина, это сырье для мебельщиков, строителей и бумажников, это топливо, леса нужно вовлекать в хозяйственный оборот, говорят одни. Ну что вы, лес — это наше всё, это основа биоразнообразия, это сток углекислого газа, это легкие планеты, это глобальный терморегулятор, чем меньше его трогаешь, тем лучше, возражают другие. Лес — это кормилец и лекарь, лес обилен, и, если брать от него понемногу, можно жить в гармонии и ничего не порушить, предлагают компромисс третьи. Вот об этом третьем пути взаимодействия с лесом, об использовании того, что называют в документах «недревесные ресурсы», и пойдет речь в этой статье.

Стегозавры: он и она
(«ХиЖ» 2015, №9)

В конце юрского периода на Земле жили стегозавры — растительноядные динозавры, украшенные двойным рядом костяных пластинок вдоль хребта. Спустя 150 млн лет исследователи обнаружили у этих животных половой диморфизм.

Anatomical_Man.jpg
Можно было бы не обращать внимания на отдельных граждан, отрицающих эволюцию. Однако распространенность такого мнения свидетельствует о падении авторитета науки в глазах общественности. Для многих людей религиозные сочинения оказываются более авторитетными источниками, чем научные труды. Поэтому критика господ креационистов и их взглядов представляется в высшей степени актуальной задачей.  >>
Ястребов С.А.
(«ХиЖ» 2015, №9)
Итак, спираль пошла на новый виток: Дидье Рауль отважно объявил дарвинизм устаревшим. Надо сказать, что само по себе это утверждение скорее тривиально, чем поразительно. Разве могла ни в чем не устареть естественно-научная концепция, возраст которой давно перевалил за столетие?

(«ХиЖ» 2015, №9)

Действительно, некоторые веб-сайты называют арбуз природной виагрой. Есть ли для этого химические основания?

(«ХиЖ» 2015, №9)
Странный вопрос, скажете вы. Кому придет в голову кормить собак и кошек шоколадом? Но странный только на первый взгляд. В сентябре прошлого года в штате Нью-Гэмпшир (США) погибли две медведицы и два медвежонка — отравились шоколадом.  >>
Жуков Д.А.
(«ХиЖ» 2015, №9)

В одной статье великого ученого Ганса Селье среди прочего был описан седативный эффект прогестерона. Нужно сказать, что автор концепции стресса не обратил внимания на этот экспериментальный факт. Селье не интересовался поведением, не говоря о психике. Да и ролью нервной системы в изучаемой им реакции стресса он тоже пренебрегал. Как бы то ни было, влияние на поведение прогестерона — женского полового гормона — не привлекло внимания научного сообщества. И так было больше сорока лет, пока в 1980-е годы не обнаружили, что метаболиты стероидных гормонов воздействуют непосредственно на мозг, да к тому же отчетливо изменяют поведение экспериментальных животных.

(«ХиЖ» 2015, №9)
Человек, как и большинство млекопитающих, любит сладкое, и любовь эта врожденная. Сладкие продукты богаты глюкозой — важнейшим источником энергии. Чтобы животное усердно отыскивало высококалорийную полезную еду, а не набивало желудок чем ни попадя, при поедании «правильной» пищи в одном из участков мозга, вентральном стриатуме, выделяется дофамин, вызывающий удовольствие. Так что удовольствие от еды — не самоцель, а механизм, подкрепляющий правильное пищевое поведение. А целью питания служит поддержание энергетического гомеостаза.

20.02.2019 14:00:00

Многие крупные звери становятся мельче при одомашнивании — посмотрите на волка и собак, на реконструкцию первобытного быка тура и современных молочных коровок. А вот коты в обществе человека выросли. По крайней мере, в Дании.

05.02.2019 15:30:00

В числе награжденных оказался и наш постоянный автор Аркадий Курамшин, ставший лауреатом в специальной номинации за «Популяризацию химии»

04.02.2019 14:00:00

...в «Physical Review Letters» готовится к публикации статья о материале, обладающем сверхпроводимостью при температуре, близкой к комнатной...

…президенты академий наук КНР и США заявили о необходимости срочно выработать международное соглашение по генному редактированию клеток зародышевой линии человека...

...результаты добровольной алкоголизации крыс, которые оценивали в различных тестах, говорят о том, что решающий фактор склонности к потреблению этанола — низкая адаптивность...

29.01.2019 16:00:00

Восемь лет назад В.И.Глазко рассказал нашему журналу про гипотезу отбора на дурака. Согласно ей, стресс ведет к тому, что среди эмбрионов выживают менее специализированные формы. В таких условиях резко снижаются качество нового поколения и, если речь идет о человеке, его умственные способности. Похоже, что исследователи из Лейденского и Лундского университетов нашли механизм такого отбора.

23.01.2019 10:00:00

Горлица — дикий голубь, довольно близкий родственник обитающих в городах голубей. Считается, что охота и исчезновение сорняков на полях Европы ведут к уменьшению численности этих птиц, и она попала в список уязвимых видов. Есть и еще одна причина: вытеснение кольчатой горлицей.