Биология

Багоцкий С.В.
Anatomical_Man.jpg
Можно было бы не обращать внимания на отдельных граждан, отрицающих эволюцию. Однако распространенность такого мнения свидетельствует о падении авторитета науки в глазах общественности. Для многих людей религиозные сочинения оказываются более авторитетными источниками, чем научные труды. Поэтому критика господ креационистов и их взглядов представляется в высшей степени актуальной задачей.  >>
Ястребов С.А.
(«ХиЖ» 2015, №9)
Итак, спираль пошла на новый виток: Дидье Рауль отважно объявил дарвинизм устаревшим. Надо сказать, что само по себе это утверждение скорее тривиально, чем поразительно. Разве могла ни в чем не устареть естественно-научная концепция, возраст которой давно перевалил за столетие?

(«ХиЖ» 2015, №9)

Действительно, некоторые веб-сайты называют арбуз природной виагрой. Есть ли для этого химические основания?

(«ХиЖ» 2015, №9)
Странный вопрос, скажете вы. Кому придет в голову кормить собак и кошек шоколадом? Но странный только на первый взгляд. В сентябре прошлого года в штате Нью-Гэмпшир (США) погибли две медведицы и два медвежонка — отравились шоколадом.  >>
Жуков Д.А.
(«ХиЖ» 2015, №9)

В одной статье великого ученого Ганса Селье среди прочего был описан седативный эффект прогестерона. Нужно сказать, что автор концепции стресса не обратил внимания на этот экспериментальный факт. Селье не интересовался поведением, не говоря о психике. Да и ролью нервной системы в изучаемой им реакции стресса он тоже пренебрегал. Как бы то ни было, влияние на поведение прогестерона — женского полового гормона — не привлекло внимания научного сообщества. И так было больше сорока лет, пока в 1980-е годы не обнаружили, что метаболиты стероидных гормонов воздействуют непосредственно на мозг, да к тому же отчетливо изменяют поведение экспериментальных животных.

(«ХиЖ» 2015, №9)
Человек, как и большинство млекопитающих, любит сладкое, и любовь эта врожденная. Сладкие продукты богаты глюкозой — важнейшим источником энергии. Чтобы животное усердно отыскивало высококалорийную полезную еду, а не набивало желудок чем ни попадя, при поедании «правильной» пищи в одном из участков мозга, вентральном стриатуме, выделяется дофамин, вызывающий удовольствие. Так что удовольствие от еды — не самоцель, а механизм, подкрепляющий правильное пищевое поведение. А целью питания служит поддержание энергетического гомеостаза.
Эти глаза напротив
(«ХиЖ» 2015, №8)

Многие животные, в том числе гусеницы, украшают свои тела большими цветными пятнами — ложными глазами, увидев которые, птица должна ужаснуться и улететь. Недавно исследователи доказали, что эффективность глазных пятен зависит от размера тела гусеницы и образа жизни, который она ведет.

(«ХиЖ» 2015, №8)

Если растение активно обороняется от желающих им отобедать, то его вполне можно назвать жертвой, а безобидное, с нашей точки зрения, травоядное играет роль хищника. Именно эти термины употребляют океанологи, изучающие взаимоотношения одноклеточных водорослей и зоопланктона, который этими водорослями питается.

Эрлих Г.
(«ХиЖ» 2015, №8)

Одно из самых убийственных обвинений, которые могут быть предъявлены ученому, это обвинение в невоспроизводимости представленных им результатов. Оно губит репутацию, рушит карьеру, вплоть до изгнания из научного сообщества, приводит к закрытию научного направления, к его вытеснению за пределы истинной науки и навешиванию разных уничижительных приставок — лже-, пара-, псевдо- и т. д. Когда звучат обвинения в невоспроизводимости «отдельных» исследований, подразумевается, что подавляющая часть остальных хорошо воспроизводима. Но так ли это?

Жуков Д.А.