Биология

Горяйнова О.С.
(«ХиЖ» 2015, №10)

Энн Клири, когнитивный психолог из университета штата Колорадо, изучает память и ее нарушения. В круг ее научных интересов входит дежавю. Как пишет Энн Клири, при повторении ранее бывших впечатлений происходит или воспоминание в точном смысле (recollection), когда мы, допустим, увидев знакомое лицо, можем сказать, где и как встречались раньше с этим человеком и кто он такой, — или узнавание (familiarity): лицо знакомое, но кто это, не помню... Второй вариант похож на чувство дежавю, но при всей неуловимости поддается изучению, и его можно отличить от точных воспоминаний.

Ястребов С.А.
(«ХиЖ» 2015, №10)

Не будет преувеличением сказать, что современная биология отличается от дарвиновской примерно так же сильно, как современная астрономия отличается от астрономии времен Коперника и Кеплера. Не значит ли это, что теорию Дарвина пора объявить устаревшей? Есть современные ученые, думающие именно так.

(«ХиЖ» 2015, №10)
Кофе действует не только как мочегонное, но и как слабительное средство. Исследователи утверждают, что трое из десяти, пьющих кофе, уже через несколько минут чувствуют сильное желание посетить туалет.  >>
Ермаков А.С.
(«ХиЖ» 2015, №10)
Почему живые организмы имеют определенную форму, какие силы эту форму создают? Ответ на этот вопрос важен не только для фундаментальной науки. Расшифровав механизмы построения и поддержания формы того или иного органа или системы органов, мы будем глубже понимать причины наследственных заболеваний и других патологий, а возможно, и добьемся прорыва в регенеративной медицине.
Большая липучесть малых тварей
(«ХиЖ» 2015, №10)
На основе строения гекконовых «липучек» уже сделаны всевозможные устройства для лазанья по стенам и висения на потолке, и они настолько успешно работают, что возникает вопрос: а регулирует ли геккон силу адгезии или его дело только лапы переставлять, в то время как липучесть пальцев — свойство их покрытия, «фундаментально пассивное», как выразились авторы одной статьи.
(«ХиЖ» 2015, №10)
Естественный отбор стволовых клеток идет все время, пока жив их носитель. Если за это время в одной из клеток произойдет мутация или другое изменение, которое увеличит ее выживаемость и конкурентоспособность, ее потомки потеснят другие клетки. Таких изменений может произойти несколько, одно за другим, и самообновляющаяся стволовая клетка все их сохранит. Но эти мутации, накапливаясь, могут постепенно превратить нормальную стволовую клетку в раковую.
Ястребова С.Б.
(«ХиЖ» 2015, №10)

В июле журнал «Scientific Reports» опубликовал статью Мигеля Паис-Виэйры и соавторов о том, как коллектив лаборатории Мигеля Николелиса соединил мозги четырех живых крыс в интерфейс «мозг-мозг». Интерфейс получил имя Brainet (дословно «мозговая сеть»).

Михайлов К.Г.
(«ХиЖ» 2015, №9)

Итак, морская биологическая станция «Восток» — подразделение Института биологии моря им. А.В.Жирмунского Дальневосточного отделения Российской академии наук во Владивостоке (сокращенно ИБМ) — основана в 1970 году. Станция расположена на берегу живописного залива Восток, в системе залива Петра Великого, в окрестностях поселка Авангард, примерно в 15 км от Находки (если по автодороге, то в 40 км). Мои коллеги говорят, что по общему виду биостанция похожа на аналогичные станции в Скандинавии, например норвежский Флёдевиген.

(«ХиЖ» 2015, №6)

Лес — это древесина, это сырье для мебельщиков, строителей и бумажников, это топливо, леса нужно вовлекать в хозяйственный оборот, говорят одни. Ну что вы, лес — это наше всё, это основа биоразнообразия, это сток углекислого газа, это легкие планеты, это глобальный терморегулятор, чем меньше его трогаешь, тем лучше, возражают другие. Лес — это кормилец и лекарь, лес обилен, и, если брать от него понемногу, можно жить в гармонии и ничего не порушить, предлагают компромисс третьи. Вот об этом третьем пути взаимодействия с лесом, об использовании того, что называют в документах «недревесные ресурсы», и пойдет речь в этой статье.

Стегозавры: он и она
(«ХиЖ» 2015, №9)

В конце юрского периода на Земле жили стегозавры — растительноядные динозавры, украшенные двойным рядом костяных пластинок вдоль хребта. Спустя 150 млн лет исследователи обнаружили у этих животных половой диморфизм.