Биология

Резник Н.Л.
(«ХиЖ» 2016, №12)
prev_2016_12-31.jpgМожно ли одомашнить создание, о существовании которого даже не подозреваешь? Оказывается, можно. Именно это произошло с дрожжами Saccharomyces cerevisiae. Их способность превращать сахара в спирт и ароматные соединения люди начали совершенствовать за несколько веков до открытия этих микроорганизмов, хотя и значительно позже, чем появилось первое пиво. И этот процесс можно с полным правом назвать доместикацией.  >>
Ястребов С.А.
(«ХиЖ» 2016, №12)
prev_2016_12-26.jpgКачественно новым эволюционным достижением была не столько социальность животных как таковая, сколько ее высшая форма — эусоциальность, при которой «представители вида живут группами, состоящими из нескольких поколений, и члены группы действуют альтруистично по отношению друг к другу в соответствии с регулярным разделением труда» (Эдвард Уилсон). Животные, ставшие эусоциальными, фактически объединяются в суперорганизм, члены которого больше не являются самодостаточными, но взамен обретают новые возможности.  >>
(«ХиЖ» 2016, №12)
prev_logo.jpgОдин из чрезвычайно запутанных вопросов современной науки: влияют ли циклы солнечной активности на Землю? Понятно, что вспышки оказывают сильное влияние и даже способны вызывать техногенные катастрофы – отключать связь, наводить сильные токи в протяженных металлических системах вроде трубопроводов и линий электропередачи. Но вот способны ли сами по себе вариации солнечной активности и связанные с ними изменения межпланетного магнитного поля и потока частиц от нашего светила вызывать изменения климата, способствовать революциям, провоцировать вспышки заболеваний?
(«ХиЖ» 2016, №12)
prev_logo.jpgИзучая изотопный профиль бабочек-репейниц, исследователи смогли нанести на карту пути, по которым происходит ежегодная миграция этих насекомых («Biology Letters», 2016, 12, 20160561, doi: 10.1098/rsbl.2016.0561). Для того чтобы вывести потомство, некоторые бабочки каждый год преодолевают тысячи километров между Европой и Африкой и даже пересекают Сахару.

Попов В.Л., Филиппов А.Э., Горб Станислав
(«ХиЖ» 2016, №12)
prev_2016_12-06.jpgВот скажите, что вы чувствуете при виде мухи на окне или на потолке? Или таракана, шустро взбегающего к нам на стол? Ничего, кроме досады, правда? И уж точно никаких мыслей, кроме одной: как бы поскорее от них избавиться! А зря. В XXI веке мы уже вполне готовы к тому, чтобы задуматься над очередным «детским» вопросом: а как, собственно, они это делают?

Джагаров Д.Э.
(«ХиЖ» 2016, №12)

prev_2016_12-05.jpgЕще одним достижением уходящего 2016 года стала разработка способов избирательного воздействия на эпигеном — изменения активности генов без изменений в нуклеотидной последовательности ДНК. Редактирование эпигенома, по идее, должно быть гораздо безопаснее редактирования генома.

(«ХиЖ» 2016, №12)
prev_2016_12-04.jpgCRISPR/Cas9 опять в первых строчках новостей. Героями дня снова стали китайские ученые, но они выбрали менее масштабную задачу и, пожалуй, более практичную: взять из организма отдельные клетки, модифицировать их геном и вернуть в организм.

Корочкин Л.И., Гершензон С.М.
(«ХиЖ» 1998, №8)

Cell.jpg

22 февраля 1997 года мир узнал о клонировании первого млекопитающего — овечки Долли. В память об этом событии, в статье недели ХиЖ член-корреспондент РАН Леонид Иванович Корочкин из Института биологии гена РАН делится своими мыслями о клонировании и его перспективах.

(Из архива «Химии и жизни» (№1998-08) — http://hij.ru/archive/)

Резник Н.Л.
(«ХиЖ» 2016, №11)
Многие дамы жалуются что им, таким умным, образованным, энергичным и талантливым, мужчины не дают занимать ответственные и престижные должности, опасаясь конкуренции. Эти обвинения справедливы, конечно, но лишь отчасти. Дело в том, что женщины зачастую ведут себя «не по-мужски» — не умеют мириться.

(«ХиЖ» 2016, №11)
Около 40 лет назад американский энтомолог Фрэнк Паркер обнаружил в пустыне Сан-Рафаэль в штате Юта гнезда пчел Anthophora pueblo. Пчелы выгрызали норки в мягком песчанике. Представьте себе скалу, испещренную дырочками, из которой доносится негромкое, но отчетливое поскребывание. Это работают челюстями пчелы.

20.02.2019 14:00:00

Многие крупные звери становятся мельче при одомашнивании — посмотрите на волка и собак, на реконструкцию первобытного быка тура и современных молочных коровок. А вот коты в обществе человека выросли. По крайней мере, в Дании.

05.02.2019 15:30:00

В числе награжденных оказался и наш постоянный автор Аркадий Курамшин, ставший лауреатом в специальной номинации за «Популяризацию химии»

04.02.2019 14:00:00

...в «Physical Review Letters» готовится к публикации статья о материале, обладающем сверхпроводимостью при температуре, близкой к комнатной...

…президенты академий наук КНР и США заявили о необходимости срочно выработать международное соглашение по генному редактированию клеток зародышевой линии человека...

...результаты добровольной алкоголизации крыс, которые оценивали в различных тестах, говорят о том, что решающий фактор склонности к потреблению этанола — низкая адаптивность...

29.01.2019 16:00:00

Восемь лет назад В.И.Глазко рассказал нашему журналу про гипотезу отбора на дурака. Согласно ей, стресс ведет к тому, что среди эмбрионов выживают менее специализированные формы. В таких условиях резко снижаются качество нового поколения и, если речь идет о человеке, его умственные способности. Похоже, что исследователи из Лейденского и Лундского университетов нашли механизм такого отбора.

23.01.2019 10:00:00

Горлица — дикий голубь, довольно близкий родственник обитающих в городах голубей. Считается, что охота и исчезновение сорняков на полях Европы ведут к уменьшению численности этих птиц, и она попала в список уязвимых видов. Есть и еще одна причина: вытеснение кольчатой горлицей.