![]() |
Иллюстрация Петра Перевезенцева
|
Новый год — мой самый любимый праздник, с детства. Было это давно, но я отчетливо помню все — запахи, звуки, свет. Папа приносил откуда-то живую елку, метра два высотой, мастерил под нее деревянную крестовину, устанавливал и надевал на елку электрогирлянду, которую сделал сам. Лампочки из простого стекла он красил прозрачными лаками разных цветов, и они становились разноцветными. Потом он подсоединял какие-то коробочки, проводки, включал — и о чудо! Елка начинала не только мигать разноцветными огоньками, но и вращаться.
Самодельная электрическая гирлянда служила нам долго, пока не появились в продаже такие же, только модные. А вот игрушки сохранились. Думаю, такие коробки с елочными игрушками есть в каждой семье. Порой это настоящее собрание редкостей. Ведь любая игрушка — предмет материальной культуры. Она, как зеркало, отражает эпоху, в которой родилась. Поэтому по елочным игрушкам, как, например, по картинам, предметам одежды и почтовым маркам, можно проследить историю страны.
Идея наряжать елку на новый год пришла из Европы. Началось с того, что Пётр Первый повелел своим указом отмечать Новый год не 1 сентября, а 1 января, как принято в Европе. Царь также приказал праздновать Новый год, украшая дома и улицы вечнозелеными деревьями — елями и соснами. Кстати, ничего о том, что надо наряжать елки, в указе не было.
К нововведению отнеслись прохладно. И когда Пётр Первый умер, быстро открутили назад, забыли. Хотя питейные заведения в этом вопросе проявили стойкость и продолжали выставлять елки на крышах кабаков и трактиров, чтобы их было видно издалека. Так елка стала в России символом нового года. И постепенно к этому привыкли.
А затем, стараниями жен наших русских императоров, а это были, как правило, немки, которые не мыслили Рождество без наряженной елки, их стали украшать и в России. Особенно постаралась супруга Николая I, прусская принцесса Александра Фёдоровна. Убедила своего мужа, что пора уже, наконец, наряжать елки на Рождество и Новый год. Чтоб как в Европе.
Тут, надо признать, поддержка пришла еще и снизу. Дело в том, что в начале XIX века в Санкт-Петербурге чуть ли не треть горожан были немцами. А для немца рождественская елка — это святое. Так к 30-м годам XIX века все состоятельные жители Санкт-Петербурга в обязательном порядке ставили у себя дома рождественские елки и украшали их. Стоило это очень больших денег — обычные горожане, не говоря уже о крестьянах, такие елки позволить себе не могли.
Поэтому в 1852 году на Екатерингофском железнодорожном вокзале в Санкт-Петербурге (ныне Московский вокзал) поставили первую публичную елку, куда горожане приводили своих детей. Тогда же гуляния вокруг городских елок окрестили просто «ёлками».
Чем же тогда, в XIX веке, украшали елки? Тогда и в Европе, и в России на елки вешали вкусненькое, фрукты и сладости — засахаренные яблоки, конфеты, орехи, мармеладки, леденцы. У нас в России вешали козули. Это такие северорусские пряники из ржаного теста с глазурью, а также бублики и баранки. И конечно, мастерили игрушки: раскрашивали шишки, лепили из глины и теста, вырезали из дерева фигурки, использовали в качестве игрушек сильно накрахмаленные кружева. Также в ход шли лоскуты тканей, солома, цветные ленточки, а уже позднее — бумага и фольга, вата и папье-маше.
Все игрушки были со смыслом. Колокольчики олицетворяли божественный голос, орехи — божественный промысел, яблоки — райскую пищу, раскрашенные шишки — плодородие. Долгое время на елки крепили настоящие свечи — символ трепетной человеческой души. Естественно, елки частенько загорались. На этот случай под них ставили ушаты с водой, а подарки раскладывали на еловых ветках. Дебют электрической гирлянды состоялся в 1882 году на публичной елке в Придворном манеже в Царском Селе.
Но есть вопрос — а откуда вдруг взялись стеклянные елочные шары, самое распространенное сегодня елочное украшение? Первые елочные шары появились в 1847 году в Лауше в Германии. В тот год случился страшный неурожай яблок. Что же вешать на елку, которую так ждут дети? Райские яблоки — это же главное украшение. И тогда стеклодув из Лауши решил выдуть стеклянные яблоки, чтобы они заменили на елке натуральные.
Надо сказать, что к XIX веку в Лауше, в этом маленьком городке в Тюрингии, уже сотни лет действовало стеклодувное производство. Потому что здесь, у подножья Тюрингских гор, посредине леса имелось все необходимое — много древесины для топки печей, великолепный кварцевый песок, известь, зола и чистейшая вода из ручьев. Здесь делали знаменитое зеленое стекло, его называли «лесным стеклом из Тюрингии». Зеленое оно было из-за особых примесей металлов в песке этого региона.
Те первые стеклянные шары были тяжелыми, потому что стенки их были толстыми, по 7 мм, — мощности масляных горелок не хватало, чтобы выдуть тонкие. Внутри шары покрывали свинцом или оловом, чтобы шары блестели, а снаружи наклеивали блестки. Получалось грубовато и тяжеловесно, но жители Лауши была в восторге.
А через 20 лет в Лауше слабенькие масляные горелки сменили мощные газовые, которые давали высокотемпературное пламя. И стеклодувы теперь могли выдувать тонкостенные стеклянные шары. От вредного свинца отказались и стали покрывать шары изнутри тончайшим слоем серебра с помощью реакции серебряного зеркала, которую придумал знаменитый химик Юстус Либих в середине XIX века. Придумал, кстати, для серебрения зеркал, чтобы заменить опасную ртуть. Именно из амальгамы ртути в то время делали отражающий слой в зеркалах.
В 1867 году в Лауше построили завод, который стал мировым центром по производству стеклянных елочных игрушек. К началу ХХ века в Лауше было создано около 5000 игрушечных форм из дерева и керамики — для фигурок животных, ягод и фруктов и ангелочков. В общем, фантазия стеклодувов не знала предела. Заодно появилась работа для женщин и детей, которые расписывали шары и фигурки золотой и серебряной красками.
Игрушки из Лауши продавали по всему миру, в том числе и в России, конечно. Но ведь и у нас были стеклодувы и стеклодувное производство. Первое открылось в Клину еще во времена князя А.С. Меншикова. В его имении в селе Александрово в 1848 году был открыт небольшой стекольный завод. Там, во время Первой мировой войны пленные немцы научили наших стеклодувов выдувать тонкие шары.
После войны новогодние елки то запрещали, то разрешали. И только в 1936 году их полностью реабилитировали. Вот только тематика изменилась. Теперь никакого Рождества — только правда жизни.
Когда в 1937 году башни Кремля украсили рубиновые звезды, они немедленно появились и в виде навершия на елку. В том же 1937 году даже выпустили набор шаров с портретами Ленина, Сталина, Кирова и других членов Политбюро. Но быстро опомнились и убрали из продажи, чтобы граждане не развешивали на елках политических деятелей.
Рождественские фигурки ангелов, младенцев и волхвов сменили пионеры, милиционеры, матросы, красноармейцы, спортсмены и представители народов СССР в национальных одеждах. Сталин был неравнодушен к авиации, поэтому дирижабли, самолетики, летчики и парашютисты тоже заняли свое место на елке.
Конечно, на новогодней елке появились и герои сказок — Красная Шапочка, Серый Волк, Иван-царевич, Жар-птица, Кот в сапогах, доктор Айболит и Старик Хаттабыч, Буратино и Чиполлино, Колобок и Конек-Горбунок, Руслан и Людмила. Эти фигурки выдували из стекла и вставляли в металлическую ножку в виде зажима, который крепился к еловой ветке. В 1949 году, в честь 150-летия Пушкина выпустили наборы игрушек по мотивам его сказок.
А в 1955 году Н.С. Хрущёв начал знаменитую кукурузную кампанию — намеревался на американский манер насадить у нас в прямом смысле эту культуру. Затея провалилась, а вот стеклянная кукуруза, очень натуральная, расписанная желтым и зеленым, на елках осталась. Кроме кукурузы выпускали и другие игрушки в виде овощей и фруктов. В моей коллекции есть и кукуруза, и виноградная гроздь.
В канун нового, 1957 года на экраны вышел музыкальный фильм «Карнавальная ночь», а вслед за ним — игрушка «5 минут» в виде часов, на циферблате которых время показывало без пяти минут двенадцать. А в 1962 году появились игрушки в честь полета Юрия Гагарина в космос. Это были и ракеты, и фигурки космонавтов.
Время и события в нашей стране диктовали сюжеты для елочных игрушек. Разнообразие было просто невероятным и очень изобретательным.
О пластиковых игрушках, которые начали набирать силу с 80-х годов, не рассказываю. Я консервативна и считаю, что елочные игрушки должны быть стеклянными, ручной работы, в каждую из которых стеклодув в буквальном смысле вдохнул жизнь.
Все эти дизайнерские монохромные елки похожи на холодные сосульки, нет в них жизни. Другое дело елочка, на которую мы повесим игрушки из нашей волшебной коробки. Их хочется рассматривать, и многие из них к тому же связаны не только с историей нашей страны, но и с историей семьи.