Сердце требует движения

Л.Н. Стрельникова
pic_2024_01_11.jpg
Иллюстрация Петра Перевезенцева

Вы наверняка знаете, что сердечно-сосудистые заболевания, а это все болезни сердца и кровообращения — причина смертности номер один во всем мире. Сегодня каждая третья смерть связана именно с этим, чаще всего это ишемическая болезнь сердца.

Огромное количество исследователей во всем мире изучает эту проблему и пытается найти универсальное решение. И на самом деле все они сходятся в одном: универсальное решение есть, и это — движение.

Очередная статья недавно появилась в «Европейском кардиологическом журнале» (European Heart Journal). Ученые решили посмотреть, как двигательное поведение в течение дня связано со здоровьем сердца. В исследовании приняли участие больше 15 тысяч человек из пяти стран. Каждый участник использовал устройство, закрепленное на бедре. Это устройство измеряло активность участника в течение суток.

А кроме того, ученые фиксировали шесть классических показателей здоровья сердца, принятых в мировой практике — индекс массы тела, окружность талии, уровень хорошего холестерина, его отношение к общему холестерину, уровень триглицеридов и гликированный гемоглобин.

Что делал каждый участник эксперимента? Он жил своей обычной жизнь, которая по большей части была сидячей. Но теперь он добавлял в свой распорядок умеренную физическую активность.

И что же показали наблюдения? Полагаю, вы догадались. Да, замена сидячего образа жизни даже на пять минут умеренной активной деятельности заметно повлияла на здоровье сердца.

Исследователи рассказывают о 54-летней женщине, которая участвовала в эксперименте. Она заменила 30 минут в день сидения и лежания на диване на умеренные или энергичные упражнения. И даже этой малости хватило, чтобы ее индекс массы тела за неделю уменьшился, а уровень гликированного гемоглобина понизился на 3,5%.

А что это за умеренная физическая активность? Это быстрая ходьба или легкий бег, кому что нравится. Отлично работает лестница, по которой можно подниматься и опускаться несколько раз, зарядка. Вариантов много. И все они полезны.

Всего лишь несколько минут умеренной активности в день могут снизить ваши шансы на сердечный приступ или инсульт.

Тут главное без фанатизма. Вносите ту умеренную физическую активность, которая вам нравится и которой вы точно будете заниматься постоянно. Главное помнить о ключевом правиле — поможет все, что ускоряет ваш пульс.

Кстати, об этом знали еще в Средние века. Вот что по этому поводу говорил опытный и мудрый Авиценна (Ибн Сина), персидский учёный, философ и врач: «Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения».

Слезы как оружие
Женщины прекрасно знают, что стоит пустить в ход слезы, как еще секунду назад грозный, орущий и злобный мужчина вдруг обмякает, теряется и становится похожим на кроткую овечку. Откуда такая обезоруживающая сила женских слез? В чем здесь дело?